-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12277


Как вести себя на стресс-собеседовании

Четверг, 05 Мая 2016 г. 09:27 + в цитатник

При упоминании слов "стрессовое интервью" в воображении впечатлительных соискателей возникают картинки, напоминающие чуть ли не камеры пыток. Попытаемся развеять эти фантазии.

Стрессогенные действия на протяжении всей встречи почти никогда не применяются. Чаще всего это 2-3 неудобных, иногда провоцирующих, вопроса или утверждения.

Зачем это делают?

 

Случаи откровенного хамства, психоподавления, а также других действий, унижающих достоинство, встречаются крайне редко.

Со стороны работодателя демонстрация агрессии является крайне необдуманной стратегией поведения: при таком подходе останутся только кандидаты, которым нечего терять, потому что их итак никуда не берут. Адекватные и конкурентоспособные специалисты вряд ли встретят подобное “творчество” с пониманием, даже во время кризиса.

Гораздо чаще соискателям приходится иметь дело со стресс - собеседованием в стиле “жестких переговоров”. Обычно имеет место определенная жесткая стадия, по завершении которой собеседование переходит в деловое русло.

Приведем в качестве примера реальную ситуацию из практики. В кабинет генерального директора заходит кандидат.

Директор: “Я могу уделить вам только пять минут! Мы и так о вас кое-что знаем. Мне все ясно”. Кандидат заметно занервничал: “Конечно, конечно… я вас не задержу”.

Нетрудно догадаться, что после такого выпада соискатель не прошел собеседование. Почему? Все объяснят слова руководителя, произнесенные им уже после интервью: "Зачем так жестко? Друг мой, мы подбираем кандидата на должность операционного директора. Я должен знать, с кем имею дело. Видели, как он замельтешил? Начальники цехов его просто заклюют и все вопросы придется решать мне".

Следует понимать, что стресс-стадия диалога не имеет отношения к тому, насколько ваши квалификация и опыт соответствуют свободной должности, на которую вы претендуете. Она имеет отношение к вашим качествам, особенностям вашей личности.

Основной вопрос уже не “Кто вы?”, а ”Какой вы?”:

● На каком уровне ваша эмоциональная устойчивость?

● Как вы реагируете на критику и возражения?

● Способны ли вы держать удар?

● Как вы поведете себя в реальной стрессовой ситуации?

Напряженную стадию чаще всего включают в собеседование с ТОП-менеджерами, специалистами по работе с клиентами и рекламациями, менеджерами по продажам, секретарями и личными ассистентами, сотрудниками call-центров и некоторыми другими кандидатами.

При этом применяются различные кейсы, “наезды”, жесткие или странные вопросы, манипуляции. Все эти действия сопровождаются соответствующей интонацией.

Примеры "нестандартных" вопросов от рекрутера, при озвучивании которых оценивается реакция соискателя на возражения и критику: "Простите, но я ничего не понял!" или "Похоже, Вы мало этим занимались?".

Вопрос – кейс от кадровика: "Представьте, что Вы заблудились в лесу, без воды и еды. Ваши действия?"?

Изредка интервьюеры применяют ролевые техники по типу “хороший и плохой следователь” и тому подобные.

 

Как распознать стресс-стадию собеседования и как себя вести

 

Открытую эмоциональную атаку, как в вышеприведенном примере с генеральным директором, или ролевые техники, как правило, распознаются легко.

Более тонкие способы воздействия можно определить, если на секунду прислушаться к своим ощущениям: у вас внезапно возникают нетипичные эмоции, которых вы не ожидали сами, например, возмущение. Или сама эмоция может быть ожидаема, но сила ее превышает привычный порог.

Если вы заметили "неладное", то важно сохранять достоинство и спокойствие. В ответ на неудобные и даже некорректные вопросы нежелательно:

● Игнорировать вопрос,

● Суетиться, оправдываться,

● Проявлять недовольство и спорить,

● Идти на конфликт.

Конечно, всегда есть возможность просто встать и уйти. Но следует понимать, что напряженное интервью - это эмоциональная игра. И ничего более. И в эту игру можно и нужно правильно сыграть. Помните, что “стрессовые” вопросы — это вопросы не по существу. Это не оскорбление, а «тестирование» вашей личности.

 

Тактики реагирования

 

Конструктив. Если вопрос жесткий, но конструктивный, - спокойно отвечайте по схеме:

а) Внимание к словам собеседника,

б) Позитивный вербальный посыл — кивок, легкая улыбка кончиками губ (не растягивайте губы до ушей и не скатывайтесь в смех),

в) Небольшая пауза,

г) Ответ. Простыми и короткими фразами.

Если вопрос собеседника не предполагает вразумительного ответа, или вы считаете его некорректным, - можете применить техники противодействия (игра в туман и уточнение).

Игра в туман. Своего рода психологическое айкидо.

Собеседник: "Вы передергиваете контекст!?"

Вы: "Иногда действительно контекст передергивается..."

Все, что вам говорит агрессор, - словно растворяется: вы соглашаетесь с его утверждениями, но облекаете свое согласие в весьма туманные формулировки. В итоге агрессор не получает ожидаемой реакции, как следствие, его напор снижается.

Уточнение (если вы из тех, кто за словом в карман не полезет)

Вы задаете уточняющий вопрос. Или целую серию вопросов. Смысл тактики уточнения в том, что, встречая мягкое сопротивление, запал “провокатора” обычно снижается. Он хотел вывести вас из себя - не получается. Загнать вас в ступор - тоже. Тогда зачем тратить на это силы, да еще и отвечать на ваши встречные вопросы?

Например, вас спрашивают:

— И с такой внешностью вы хотите получить эту должность?

— Простите, с какой внешностью? Как связаны внешность и должность? А какая должна быть внешность? Уши входят во внешность? А одежда? А как вы узнаете, что внешность подходящая? Кто-нибудь уже приходил с нужной внешностью?

Другой пример с интимным вопросом:

— Как у вас с личной жизнью?

— Могу я узнать, как это соотносится с предметом разговора?” (или “Мне казалось, что мы встречаемся по другому поводу”).

Будьте аккуратны. Техники противодействия - игра на грани фола. Уточняющие вопросы следует задавать, не перебивая собеседника, доброжелательным тоном, без тени иронии или недовольства.

Выбор той или иной тактики поведения зависит от динамики разговора и от ваших личных предпочтений.

Пауза. Если вы слегка растерялись, и ничего не приходит на ум, - сделайте паузу. Просто скажите с улыбкой: “Вопрос неожиданный, дайте мне пару секунд”. Лучше взять время на обдумывание ответа, чем мямлить что-то невразумительное. “Гроссмейстерская” пауза - признак эмоциональной зрелости. Во время паузы вы найдете что ответить, или ваш собеседник сменит тему.

Важно не проявлять агрессии и сохранять спокойствие и достоинство. Честно говоря, именно такого поведения от вас и ждут. Правильно сыграв в эмоциональные игры стресс-стадии, вы покажете себя человеком:

а) с которым нужно общаться на равных,

б) который способен вести себя в сложных ситуациях спокойно и с достоинством.

За напряженным этапом интервью почти всегда наступает основная часть беседы.

pro.rabota.ru

Рубрики:  Работа
Психология



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку