-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей: 10502
 омментариев: 1099
Ќаписано: 12271

 то на свете всех милее?

—уббота, 03 ќкт€бр€ 2015 г. 08:46 + в цитатник
—амовлюбленный сотрудник — беда дл€ коллектива. ќн чрезмерно преувеличивает собственную значимость, требует к себе особого отношени€ и повышенного внимани€, манипулирует окружающими и часто подставл€ет коллег. ¬се заслуги команды — его, ключевое звено компании — он. Ёто посто€нное «€, €, €!» очень действует на нервы.  ак работать с нарциссом? » можно ли его «перевоспитать»?
 
”гроза дл€ команды
–аспознавать нарцисса в коллективе не нужно — он сам об этом объ€вит. „асто такого индивида видно (и слышно) издалека.
Ќарцисс, как говорит »ль€ Ўабшин, психолог-консультант, ведущий специалист ѕсихологического центра на ¬олхонке, одна из самых заметных фигур в коллективе: на групповых фотографи€х он почти всегда в первом р€ду, в центре, в красивой позе, с хорошо поставленной улыбкой.
ќднако этот «красавчик» способен осложнить жизнь и рабочий процесс как отдельно вз€тым люд€м, так и всей команде. Ёксперты рассказали, чем чревато дл€ компании наличие в штате чрезмерно самовлюбленного сотрудника.
«“акой человек хочет стать лучше в глазах других, но не с помощью длительного и кропотливого труда самосовершенствовани€, а путем втаптывани€ других в гр€зь (чтобы возвыситьс€ за счет их унижени€). ќн стремитс€ быть в центре внимани€ и не брезгует никакими способами, включа€ интриги, манипул€цию, слухи и т. д.», — говорит ’ельга ѕоливанова, психолог портала «Ёльтуици€».
«Ќарцисс многим непри€тен: его эгоцентризм зашкаливает, свои интересы он ставит выше интересов других людей, а порой — и интересов коллектива в целом, свои заслуги преувеличивает, к коллегам, как правило, невнимателен и бесцеремонен, способен на манипул€ции и подтасовку фактов», — добавл€ет »ль€ Ўабшин.
«ачастую такой сотрудник ничего собой не представл€ет как специалист и снискать уважение начальства не может. ѕоэтому он и переключаетс€ на остальной коллектив, пыта€сь получить признание и восхищение.   чему стоит готовитьс€ коллегам нарцисса?
«¬ первую очередь коллегам такого индивида нужно быть готовыми к тому, что их будут "щупать" с целью вы€вить "слабинку", поскольку коллега-нарцисс вр€д ли рискнет самоутверждатьс€ за счет действительно сильного оппонента из-за банального страха быть посаженным в лужу.  ак правило, такой человек может выискивать "жертву" — человека, за счет подтрунивани€ над которым нарцисс будет расти в собственных глазах. »ногда коллега-нарцисс может инициировать коллективную травлю несчастного. ѕопытки грубого и неумелого манипулировани€ €вл€ютс€ неотъемлемым атрибутом существовани€ этого индивида. “ак же, как и интриги», — комментирует ’ельга ѕоливанова.
 
ƒружить или воевать?
 ак общатьс€ с таким сотрудником? ќбъ€снение, что нарцисс ведет себ€ не лучшим образом, чревато конфликтами и интригами, направленными на того, кто посмеет указать «звезде» ее место. —овсем не общатьс€ — тоже не самый лучший вариант. Ќарцисс может пойти на крайние меры, чтобы привлечь внимание. ¬озможно, стоит наладить с ним теплые при€тельские отношени€?
’ельга ѕоливанова дружить с нарциссами не советует: «ƒело в том, что только сильна€, зрела€ и уверенна€ в себе личность может, разыгрыва€ дружбу с нарциссом путем еще более сложной манипул€ции, сделать его не просто "не врагом", а своей марионеткой. ¬ противном случае, подпустив такого человека к себе, вы легко можете стать его жертвой. —овсем игнорировать нарцисса — тоже дело рискованное, ведь дл€ подобной личности нет большего оскорблени€, чем игнорирование».
Ќадо сказать, что офис — благодатна€ среда дл€ нарцисса: есть публика, перед которой можно устраивать показательные выступлени€.  роме того, всегда имеютс€ более слабые коллеги, за счет которых подобный сотрудник может самоутвердитьс€.
—амый лучший способ общени€ с нарциссами, по мнению ’ельги ѕоливановой, это держатьс€ вежливой дистанции: «— одной стороны, нужно понимать, что такой человек, во-первых, испытывает действительно большие психологические проблемы. ¬о-вторых, "нарциссы" — к сожалению, часть нашей действительности. — другой стороны, необходимо осознавать, что вы не должны становитьс€ его жертвой даже из благих побуждений».
 
¬оспитательный процесс
»ль€ Ўабшин поделилс€ примером из собственной консультативной практики: «Ќачальница, измученна€ выходками подчиненной-нарцисса, которую не было возможности уволить, придумала ей отдельную должность, напечатала красивые визитки и вручила их ей на собрании коллектива. –езультат превзошел все ожидани€: дефицит внимани€ и признани€ был восполнен, сотрудница получила то, чего требовал ее нарциссический характер, вследствие чего она стала намного доброжелательнее и приветливее общатьс€ с коллегами и значительно продуктивнее работать. –анее этого не удавалось достичь никакими "разборками" и увещевани€ми».
 
≈сли терпеть выходки нарцисса становитс€ все труднее, стоит попробовать его перевоспитать. ѕон€тно, что прививать взрослому человеку аспекты «правильного» поведени€ — зан€тие довольно неблагодарное. ќднако воздействовать на нарцисса психологически вполне можно. Ёксперты привод€т несколько методов нейтрализации самовлюбленного сотрудника. 
 
ћетод «доброжелательный»
«Ќужно максимально объективно посмотреть на нарцисса и увидеть за "шелухой" Ћичность с ее болью, котора€ заставл€ет человека вести себ€ подобным образом, увидеть Ћичность с ее достоинствами, откопать эти самые достоинства и после совершенно искренне хвалить человека за их про€вление. Ёто очень трудный путь, потому что это работа и над собой, ведь нужно самому разгл€деть в нарциссе не объект непри€зни, не "расфуфыренного павлина и полного идиота", а личность», — говорит ’ельга ѕоливанова.
«ƒл€ того чтобы пон€ть, как не злитьс€ на нарцисса и конструктивно с ним общатьс€, на него надо посмотреть… с любовью. » тогда в нем можно разгл€деть маленького мальчика или девочку, очень старающуюс€ покрасоватьс€, быть замеченной, получить признание. “акой "расширенный" взгл€д на человека, пусть и не вполне бесстрастный, убирает бесполезное раздражение неуемным "выпендрежем" нарцисса», — добавл€ет »ль€ Ўабшин.
ћетод «пр€ника»
« оллегу-нарцисса можно за что-то похвалить — и тут же обратить внимание на что-то важное, подчеркнуть положительные стороны его работы — и выразить уверенность, что он с блеском исправит недостатки, и т. д. ѕоруча€ нарциссу какое-то дело или договарива€сь с ним о чем-то, важно, конечно же, подчеркивать его собственную выгоду, то есть €сно показывать, почему ему самому нужно этим заниматьс€. ѕричем, что очень важно, выгоды должны быть значимы в системе ценностей нарцисса (иначе ничего не сработает), а дл€ него, как уже говорилось, первостепенное значение имеет внимание и признание людей. Ѕезусловно, никто не отмен€л значимость материального поощрени€, но как раз дл€ нарцисса большим стимулом может быть, например, публично высказанна€ благодарность», — рекомендует »ль€ Ўабшин.
ћетод «кнута»
«Ётот способ — достаточно грубый. „тобы его применить, надо иметь весомый авторитет в глазах нарцисса, иначе результат будет плачевен. Ќужно твердо (но не агрессивно) сказать, что именно вас не устраивает в поведении коллеги, к каким негативным последстви€м это может привести и какие выгоды он получит, если хот€ бы чуть-чуть помен€ет поведение», — советует ’ельга ѕоливанова.
 
ѕлюсы тоже есть!
Ќарцисса, несмотр€ на всю его эксцентричность, можно весьма удачно использовать в деловых цел€х.
»ль€ Ўабшин говорит, что у людей подобного склада — дар производить хорошее первое впечатление: «—амые €ркие (не глубокие по содержанию, а именно €ркие) презентации, самые феерические публичные выступлени€ получаютс€ как раз у нарциссов. » грамотный руководитель может использовать эти способности нарцисса на пользу всему коллективу, посыла€ такого сотрудника на деловые переговоры с новым партнером, поруча€ ему выступить перед целевой аудиторией, чтобы рассказать об услугах компании, прорекламировать продукт, отчитатьс€ об успехах и т. д.».
 оллега-нарцисс — не самое страшное €вление в коллективе. ѕри грамотном подходе с ним вполне можно вести конструктивный диалог и даже эффективно работать.
 
–убрики:  –абота
ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку