-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12276


Ѕывалый сотрудник и молодой специалист

„етверг, 09 »юл€ 2015 г. 10:29 + в цитатник
 аждый из нас когда-то был молодым специалистом.  ому-то приходилось до всего доходить своим умом, а у кого-то был мудрый наставник.
 
ѕод чутким руководством
 
ћолодой специалист, которому на работе выделили наставника, может считать себ€ счастливчиком, ведь так везЄт далеко не всем. Ќо, даже если вы попали в число баловней судьбы, в ваших силах сделать совместную работу с наставником-коллегой более эффективной.
 
ќбуча€ молодых, старшие коллеги придерживаютс€ нескольких стилей.
 
»нструктаж. ¬ этом случае учитель будет выдавать вам чЄткие рекомендации и на практике показывать, что и как нужно делать, но вот объ€снений, почему следует действовать именно так, вы вр€д ли дождЄтесь. Ќо ведь вам требуетс€ не просто слепо выполн€ть указани€, но и пон€ть, как именно устроена работа на предпри€тии. ѕоэтому не стесн€йтесь задавать вопросы. ѕосле каждой рекомендации просите объ€снить, почему в компании прин€то вести дела именно так. ѕри этом не пытайтесь подвергнуть сомнению правильность распор€жений наставника. ƒайте ему пон€ть, что ваши вопросы вызваны вовсе не желанием сломать усто€вшийс€ пор€док, а быстрее у€снить суть процесса. Ѕезусловно, у такой системы есть одно важное преимущество. „Єткий алгоритм действий не даст вам сбитьс€ с пути, но вот действовать в нестандартных ситуаци€х он вас вр€д ли научит. ѕоэтому не забывайте интересоватьс€ у старшего коллеги, как быть, если что-то пойдЄт не по плану.
 
ќбъ€снение. ѕосле того как наставник сказал вам, что именно нужно сделать, например подготовить сводку расходов, он непременно расскажет, зачем нужен этот документ, какие сведени€ из него особенно интересны начальству и какова будет дальнейша€ судьба подготовленного вами отчЄта.  онечно, работать под руководством такого учител€ намного интереснее и при€тнее, чем слепо следовать инструкции. ќднако избегайте слишком большого количества ненужных вопросов. ¬ам совершенно не об€зательно углубл€тьс€ в детали, которые вас не касаютс€, достаточно лишь усвоить суть процесса и пон€ть, как выполнить свой участок работы.
 
ќпекунство. ¬ этом случае наставник не только помогает вам в работе, но и пытаетс€ контролировать всю вашу жизнь в компании и даже вне неЄ. Ќапример, в нагрузку к рекомендаци€м по подготовке отчЄта вы можете получить совет, куда лучше пойти обедать, какими нитками подшить брюки и как правильно воспитывать детей.  онечно, подобные поучени€ могут раздражать. ѕоэтому постарайтесь как можно меньше распростран€тьс€ о своей личной жизни: чем больше сведений, тем больше поводов дать ненужный совет. ¬прочем, не стоит забывать и о плюсах. ¬едь самый простой способ влитьс€ в коллектив – начать соблюдать прин€тые в компании традиции. — таким наставником вы очень быстро станете своим среди коллег, да и бытовые вопросы, например поиск канцтоваров, не будут отвлекать вас от работы.
 
 стати!
 
ќптимальна€ разница в возрасте между наставником и стажЄром – около 5 лет. ѕри такой разнице учитель уже набралс€ достаточно опыта, но не забыл, что такое быть учеником.  ак правило, тандем, где в роли наставника выступает мужчина, а в роли стажЄра – женщина, работает эффективнее, чем другие комбинации. —амым неудачным вариантом психологи считают пару, где учитель – женщина, а стажЄр – мужчина.
 
Ёх, молодЄжь…
 
ќбучать новичков – это целое искусство, с которым не всегда справл€ютс€ даже самые грамотные специалисты. ¬едь одно дело – выполнить работу самому, а другое – объ€снить каждую мелочь.
 
¬ы€сните навыки подопечного. Ёто первый шаг, который нужно сделать наставнику. ƒаже если вам кажетс€, что каким-то вещам стажЄра должны были научить в вузе или на предыдущей работе, вы€снить, что именно он знает, будет нелишним. Ќе стоит сразу же корить подопечного, если он не разбираетс€ в элементарных вещах. ≈сли его вз€ли на работу, он заслужил ваши объ€снени€.
 
—тавьте перед учеником конкретные цели. ƒава€ расплывчатые рекомендации типа «подготовь небольшую справку по расходам к концу мес€ца», вы рискуете получить нечто невн€тное да ещЄ и не уложитьс€ в сроки. ј вот если вы скажете: «ѕодготовь справку по таким-то позици€м к 25 июл€», – наверн€ка, получите то, что нужно.
 
ƒавайте стажЄру простор дл€ творчества. Ќе стоит контролировать каждый его шаг. ќсуществл€йте общее руководство и не забывайте врем€ от времени интересоватьс€, что уже сделано.
 
Ќо нельз€ и впадать в другую крайность и, обозначив цель, отпускать подопечного в свободное плавание. Ѕывает, что, столкнувшись с чем-то новым, человек пугаетс€, опускает руки и бросает дело, даже не начав его. ѕоэтому особенно на первых порах не ленитесь объ€сн€ть даже то, что кажетс€ вам очевидным.
 
Ќе забывайте хвалить новичка за каждый правильно выполненный шаг. ќднако похвала должна быть конкретной – человек должен понимать, за что его хвал€т.
 
 ритиковать тоже нужно правильно. ƒл€ начала проанализируйте допущенные ошибки. ќбъ€сните, какие действи€ ученика привели к неудаче. »збегайте расплывчатых обвинений: «¬ы всегда делаете что-то не то!», «¬о всЄм виновата ваша невнимательность!»  ритиковать нужно не человека, а его поступки.
 
—оветы новичку
Ќе пытайтесь вынудить наставника выполнить всю вашу работу.
Ќе перекладывайте на него ответственность за допущенные промахи.
Ќе бойтесь задавать вопросы.
 
—оветы наставнику
Ќе забывайте провер€ть, пон€л ли стажЄр ваши объ€снени€.
Ќе загружайте новичка лишь рутинной работой, которую вам не хочетс€ выполн€ть самому.
Ќе пытайтесь контролировать все сферы жизни ученика.

 

»з выпуска от 06-07-2015 рассылки «јргументы и ‘акты - статьи и комментарии» 

–убрики:  –абота
ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку