-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Как научиться писать текст? Три разновидности пресс-релизов

Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 17:21 + в цитатник
Самый простой, но основополагающий совет, чтобы научиться писать тексты – читать больше книг. В процессе чтения мозг запоминает всевозможные языковые конструкции, анализирует логику текста и способен потом применить это на практике.
Рассмотрим специфику письменных текстов через призму современности и особенностей PR-сферы.
Сегодня, как известно, люди пишут больше, чем разговаривают по телефону. Гораздо проще и удобнее отправить смс, сообщение в Facebook или электронное письмо. Позвонить иногда мешает стеснительность, порой бывает просто лень поговорить, а нередко виноваты деньги, так как разговор обойдется дороже смс. Кстати, именно это и является причиной беспокойств сотовых операторов по поводу снижения голосового трафика – абонентам удобнее посылать сообщения, чем звонить.
Пиарщики общаются в 5 раз больше, чем другие люди, поэтому для них написание текстов – это один из важнейших навыков.
PR-тексты бывают трех видов.
Самый простой – официальный пресс-релиз – изучается в вузах, и прочитать о нем можно на любых сайтах-релизоприемниках в разделе «Как писать пресс-релизы». Но в действительности эти тексты, как и упомянутые выше интернет-ресурсы, сегодня уже устарели и не работают. Официальный пресс-релиз – это реклама, в которую не верят, но там содержится обязательная программа.
Остальные тексты невозможно написать, не зная о первом виде: чтобы знать, как нарушать правила, нужно знать сами правила. Так же поступали художники-сюрреалисты (Дали, Магритт), которые сначала познали классику и лишь потом создали собственное направление. Чтобы получить максимум информации о написании пресс-релизов, можно обратиться к книге «PR на 100%». Следующим по значимости стоит назвать новостной текст. Не имеет значения, когда произошло освещаемое событие – вчера, на прошлой неделе или год назад, – важно, что об этом сообщается впервые. Например, одну из песен «Мальчишника» запретили в 2011 году. Об этом сообщили 7 августа 2013 года, и интернет «взорвался».
Вывод: главное – подать как новость. К примеру, сегодняшний заголовок: «Любители дневного сна будут бороться за свои права, создав ассоциацию любителей дневного сна». Когда они ее создали – непонятно, но через полчаса на новостных ресурсах появилось уже 6 бесплатных выходов.
Особенность новостного релиза заключается в том, что в конце могут не указываться контакты спикеров, а клиент может даже не упоминаться в заголовке и лиде. Это делается для того, чтобы он не «отсвечивал» брендом. Редактор при виде названия бренда автоматически отправляет текст в корзину. Именно поэтому в новостях давно уже не встречается «Билайн», так как у них обязательное требование, чтобы в заголовке стояло название торговой марки, иначе релиз не допускается к выходу. Чтобы о компании «Вымпелком» написали, им теперь требуется идти на крайние меры, например, закидать свой офис тухлыми яйцами, как это было летом.
Как пиарить клиента, если нельзя указывать его в заголовке? Ответ прост: достаточно одного упоминания в тексте. Использовать имя в комментарии, будто о событии сообщает такой-то человек, или вписать клиента среди тех, кто поддержал инициативу или выступил с новостью. В таком виде журналист ставит текст на ленту, возможно, что-то дописывая, и спикер, таким образом, оказывается в общем океане новостей.
Лучшее, что можно порекомендовать по данной теме, это книга Андрея Мирошниченко «Как писать пресс-релизы». Этот труд основан на опыте автора, который раньше работал на выборах, затем был копирайтером, а сейчас редактирует корпоративные СМИ и продолжает оставаться крайне интересным человеком. В книге подробно описаны все аспекты написания PR-текстов, поэтому она обязательна к прочтению.
Третий вид текстов – это так называемый пресс-релиз очевидца. Он может быть построен в форме: Ого! Тут такое событие! Приезжайте все посмотреть! Здесь должны упоминаться не бренды, компании и известные имена, а впечатления о непонятном мероприятии, выраженные простым человеческим языком. Такое сообщение заинтересует журналиста, и он обязательно приедет разобраться в произошедшем.
Однажды мы с коллегой столкнулись с пресс-релизом очевидца в Казани. Мы написали короткое письмо в таком духе: здравствуйте, меня зовут так-то и так-то, моя подружка сделала то-то и то-то, по таким-то причинам. Мы видели у вас похожую новость, помогите, пожалуйста, узнать, как зовут такого-то человека. И оставили свои контакты.
Казалось бы, сообщение никак не предвещает пиар. Главное – вжиться в роль очевидца и забыть на время про литературные штампы и профессиональный жаргон.
Если говорить об адресантах пресс-релизов, то для официального вида это компания или бренд, для новостного – какая-либо ассоциация, для релиза от очевидца – просто человек.
О более широком понимании PR-текстов прекрасно изложено в книге Антона Вуймы «Черный PRю Лоббирование». Автор представляет целый набор вариантов, которые можно интерпретировать в качестве пресс-релиза. Например, рассказ пришедшей в редакцию бабушки о забравшемся в трубопровод котенке. Когда СМИ приезжают на место, они видят элитный комплекс или несчастного котенка, за которым лезут бравые сотрудники ЖКХ или какая-нибудь звезда. И далее журналисты все раскручивают.
В нестандартное понимание пресс-релиза входит и сообщение бабушки, и позвонивший в редакцию человек, и отправленное через мобильный сервис «Ты – репортер» фото от очевидца. Вывод: пресс-релиз – это то, что побуждает создавать публикации про клиента.
Как писать пресс-релизы? «Напиши фигню»
Современные технические условия позволяют сократить затраты на создание и рассылку пресс-релизов до минимума. Для этого работают ресурсы PR-online, Presuha и другие профессиональные порталы, а также используются открытые базы e-mail, которые есть на крупных новостных сайтах вроде «Яндекс.Новости». Это доступно каждому. Рассылку пресс-релизов лучше осуществлять в будни в первой половине дня, при этом рекомендуется снабжать текст иллюстрациями и другими медиа-материалами.
Ассоциация европейских пиарщиков выделила норматив написания пресс-релиза – два часа. Это достаточное время для составления материала и всевозможных согласований. Считается, что если на написание текста тратится больше времени, то человек работает неэффективно. В среднем на новостной релиз уходит около часа, а релиз от очевидца готовится 30 минут.
Стандартный шаблон пресс-релиза состоит из следующих элементов: заголовок, лид, основной текст с прямой речью, в конце интересные факты, справка, контакты. Что касается заголовка, то он может оканчиваться только на восклицательный или вопросительный знак, точка никогда не ставится. Иногда этот элемент вызывает затруднения с формулировкой, особенно когда сроки поджимают, а креативность понижена. В таком случае нужно проверить, содержится ли в заголовке глагол. Если нет – добавьте любой и отправляйте, так как хороший пресс-релиз сейчас лучше, чем отличный попозже. Журналисты сами допишут то, что нужно.
Говоря о технике написания, стоит отметить книгу «Как писать гипнотические тексты» Джо Витале, которую без труда можно найти в интернете. Там среди прочего описывается самый важный и ударный совет: писать каждый день. Это кажется элементарным и очевидным, но именно так можно набить руку. Однако это нужно совмещать с чтением художественной литературы, в процессе чего мозг автоматически усваивает правильное письмо и устойчивые языковые конструкции. Если вы не знаете, о чем писать, ведите дневник, выражайте впечатления о прожитом дне или состоявшемся событии, придумывайте темы для статей. Кто знает, может, однажды вы начнете писать свою художественную книгу.
Один из полезных приемов условно называется «напиши фигню». Каждый сталкивался с ситуацией, когда ничего не сочиняется, и человек пребывает в состоянии творческого ступора. Лучший способ выйти из него и добиться результата – начать писать бессмыслицу вроде раки съели пограничника или в компании Beni сломались стулья. Зачастую в процессе выплескивания потока сознания, для которого нет ни цензуры, ни каких-либо других ограничений, рождаются интересные идеи и красивые тексты. Когда рекламный текст готов, нужно расположить предложения в логическом порядке, добавить комментарий, будто новый проект поможет развить мировую общественность или поспособствует миру во всем мире. Далее стоит отдохнуть, прогуляться, заняться делом, и только потом вернуться к тексту. Скорее всего, после легкой корректировки пресс-релиз приобретет должный вид и сгодится для рассылки. Этот прием отлично подходит для написания трудных текстов, так как снимает барьеры и позволяет писать естественно и легко.
В настоящее время значимость интернета во всех сферах стремительно возрастает, и однажды наступит момент, когда печатные СМИ потеряют аудиторию. Поэтому уже сейчас стоит обратить внимание на интернет-новости и интернет-пиар и понять суть этих явлений. Основы основ по этому вопросу прекрасно изложены в книге Александра Амзина, журналиста портала «Лента», которая называется «Новостная интернет-журналистика».
Подводя итоги темы о написании пресс-релизов, стоит задуматься, почему же рассмотренные выше советы важно знать и применять. Эффективная практика способствует совершенствованию, а значит, экономит время на создание текста. Доказательством этого является то, что называется Follow Up: после отправки релиза пиарщик обзванивает СМИ и просит обратить внимание на его текст. Если PR-специалист написал великолепный релиз с взрывной новостью, журналисты сами опубликуют статью. В таком случае этап Follow Up окажется ненужным, а это экономит немало времени. Считается, что средний стандарт хорошей новости – это 5 публикаций в течение первого часа.
 
Рубрики:  Работа
Образование



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку