-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12277


Как воспитывать персонал для технологически развитого общества

Пятница, 26 Сентября 2014 г. 14:30 + в цитатник
Японцы считаются «продвинутой» нацией вовсе не потому, что питаются морепродуктами. Развитие науки и технологий, а также качественная подготовка персонала зависит от воспитания детей в школе. Фахридин Усмонов делится размышлениями по этому поводу.
 
Фахридин Усмонов, заместитель руководителя в GM-Uzbekistan
Наблюдения показывают, что основной причиной проблем по качеству во многих предприятиях является человеческий фактор – ошибка в выполнении стандартной работы, игнорирование выполнения одного или нескольких элементов работы или же общеустановленных правил. В производстве для сложных операций устанавливается устройство, которое не позволяет делать ошибку. Можно ли такое «устройство» применить в подготовке кадров? В этой статье я постараюсь внести на обсуждение «устройство защиты от ошибок» для внедрения в процесс подготовки персонала.
В то время как китайская промышленность бросает вызов всему миру своей конкурентоспособностью относительно цен, европейская промышленность утверждает, что конкурентоспособная себестоимость продукции больше не делается на дешевой рабочей силе, и рентабельность экономики признается при обязательном наличии исследовательских и опытно-конструкторских работ и компетентности персонала решать технологические задачи.
 
Это не пустая реклама, а факт, и различие кроется в качестве системы образования и подготовки персонала. Тут без сравнения не обойтись, и как раз здесь мне помогут мое знакомство с японской системой образования.
Когда я учился там на степень магистра в 2007-2009 годах, мои дети с июля 2008 года по ноябрь 2009 года ходили в публичный детский сад (койху-эн), начальную школу (ше-гакко) и неполную среднюю школу (чью-гакко). Есть еще частные детские сады и школы, и там образование устроено на основе интеллектуальных игр. Как мне объяснил профессор Ямада Технологического Университета Тойохаши, где я учился, такое образование называется методологическим, и оно должно перейти в скором будущем в публичные детские сады и школы.
Чему учат детей в публичных японских детских садах? Ранний этап подготовки персонала
Есть общеизвестный миф, что японцы преуспевают в науке и технологии благодаря тому, что употребляют морскую продукцию в большом количестве. Я бы сказал, что достижение японцев зависит от их системы образования и непрерывной цепочки подготовки персонала, которая начинается с детского сада.
Для размещения детей в детский сад, родители должны подать заявление в отдел образования местного муниципалитета за шесть месяцев раньше желаемого срока. Все дети должны ходить в детские сады по месту жительства. В исключительных случаях детей распределяют в детские сады по месту работы матери. В первый день ребенок должен придти в школу с полной маркировкой рюкзачка, верхней одежды, белья, обуви, посуды, фартука, карандашей и других принадлежностей. Маркировка наносится на одежду и другие вещи несмывающейся краской. Панамка красного цвета для детей младших групп и зеленого цвета для детей старших групп с прикрепленной светоотражающей полоской, которая сделает ребенка заметным в общем потоке дорожного движения даже в сумерках, обязывается.
С первых же дней ребенка, это обычно дети в возрасте от двух лет, начинают обучать как правильно и четко представляться перед взрослыми, к правильней укладке своей одежды и других вещей точно по расположенному месту.
Использование маркировки, правильная и точная укладка вещей на свои места и есть второй и третий элементы современной производственной культуры 5S.
Следующее обязательное требование воспитанникам – есть все, что дают. Если ребенок плохо ест, родители немедленно информируются об этом, и они, в свою очередь, должны обратиться к врачу. Ежемесячные меню для детских садов, также и школ, утверждаются службой здравоохранения отдела образования местного муниципалитета. В середине последней декады каждого месяца копии меню отправляются родителям в рюкзачке ребенка, вкладывая в книжку сообщений. Если ребенок не может принимать тот или иной продукт или пищу, родители сообщают об этом школу обратным письмом. В нужный день, родители передают свою пищу из дома взамен.
Программа воспитания довольно насыщенная. Атмосфера воспитания – ни один ребенок не должен отставать (NCLB – No child left behind) на всех этапах образования. Воспитанники младших групп к концу года должны суметь сыграть роль с продолжительностью до 20 минут.
Общая продолжительность времени выступления воспитанников старших групп увеличивается до двух часов, в трех-пяти ролях. Кроме этого, проводятся регулярные занятия по физической подготовке (веселые старты), выполнению действий при пожаре, наводнении, землетрясении. Результаты подготовки демонстрируются родителям, представителям отдела образования и муниципалитета раз в году: по чрезвычайным ситуациям – в июле, по физической подготовке – в сентябре, по художественным навыкам – в конце декабря.
В частности, мой старший сын начал ходить в детский сад с июля 2008 года, и он участвовал во всех этих мероприятиях. В художественном осмотре перед Новым годом, который называется «ойоги-кай» по-японски или «scene play» по-английски, он участвовал в трех ролях с общей продолжительностью около двух часов. Это я считаю очень серьезным достижением педагогов, осуществленное за 5,5 месяцев, если добавить сюда и результаты преодоления языковых барьеров.
Бережливый школьный график, или уменьшение безнадзорного времени детей работающих родителей
Учебный год начинается в японских школах с апреля месяца. В экипировку ребенка входит обязательная школьная униформа с указанием фамилии и имени школьника, наименования школы и класса. Панамка и бейсболка желтого цвета соответственно для девочек и мальчиков. В рюкзачке должны иметься термос для напитка и сигнальный свисток для чрезвычайных ситуаций. Униформы от школы к школе разные, и все без исключения должны иметь прикрепленные светоотражающие элементы. Это в сути является основным элементом безопасной жизнедеятельности для сейсмоопасного и густонаселенного места, который должен неукоснительно соблюдаться.
Первые три дня в школах являются ознакомительными, и детей отпускают домой в сопровождении своих матерей или бабушек/дедушек до 12 часов дня. С четвертого начинаются занятия по полному графику с 8:00 до 15:30. Учащиеся начальных школ в каждом квартале или на каждой улице собираются в определенном месте в 07:20-07:30 и оттуда следуют в школу в сопровождении старшеклассников, которые назначаются школьным советом. Учащимся начальных школ запрещается входить в магазины и рынки без сопровождения своих родителей или опекунов. Учащиеся неполных средних школ следуют в школу самостоятельно на своих велосипедах, при этом ношение каски обязательно. Велосипед оформляется на имя ребенка или, в крайнем случае, на имя одного из родителей или опекунов, и прослеживается единой базой данных. Полиция часто проводит рейды и проверяет техническое состояние велосипедов и документы на велосипед у владельцев.
К 07:50 все дети должны сидеть в своих классах. График учебного дня японских детей можно посмотреть в следующем графике и сравнить его с графиком школьников некоторых стран СНГ.
 

Событие

Япония

Некоторые страны СНГ

1

Время отправления в школу

07:30

07:30*

2

Время начала работы матерей

09:00

08:00**

3

Время завершения работы матерей

16:00

17:00

4

Обед, энергетическая ценность, ккал.

1800

Не стандартизован или не сообщается

5

Время возвращения детей из школы

16:00

14:00**

6

Правила безопасности в дороге

Стандартизованы

Не стандартизованы

7

Время детей без надзора, или упущенное время школьников, час

0

3-5

8

Школьные дни в неделю

5

6

9

Школьные дни в году, в среднем, с учетом праздников

220

185

10

Каникулы, дни

<40 (20 дней летом + ~20 дней зимой

120

* отличается в зависимости от смены

** отличается в разных городах/регионах

Дети до 16 лет из публичных школ обычно не ходят в спортивные и художественные кружки после основных школьных занятий, потому что все это включено в школьную программу.
Детей по способности и интересу распределяют играть на разных музыкальных инструментах – это в основном духовые, струнные и ударные инструменты. В начальных школах (ше-гакко) имеется один спортивный зал и один бассейн. В неполных средних школах (чью-гакко) их имеются по два и в программу физической подготовки добавляются классы по дзюдо, каратэ, стрельбе из лука, фехтованию, теннису, волейболу, баскетболу и плаванию.
Занятия по математике ведутся интенсивно и сводятся к тому, что навыки по умножению двухзначных чисел на трехзначные числа и разделению трехзначных чисел на двухзначные доводиться до автоматизма без калькулятора, путем многократного повторения одних и тех же задач под разным контекстом. Есть такой пример – высота тетрадей ребенка по математике должна быть равна его росту по окончанию начальной школы, и выше на пядь по окончанию средней школы. И еще один интересный момент: до окончания младшей средней школы дети пишут карандашом.
Книги по чтению для учащихся начальных школ в основном содержат народные сказки, басни, и исторические рассказы. Их объем едва ли превышает полстраницы для начальных школ, и одной страницы для неполных средних школ, что делает их захватывающими и легкими для понимания.
Учащиеся неполных средних школ очень хорошо понимают смысл греческих легенд и басен Эзопа. Например, я узнал у японских студентов младшего курса в университете, что солнце в греческой легенде «Дедал и Икар» означает истину, крылья – знания, а воск – взаимосвязь этих знаний в обществе. (Такое трудно сказать относительно учебников по чтению, например, для узбекских школ – рассказы в основном с объемом больше двух страниц, не увлекательные и трудны для запоминания.)
Практические занятия по физике совмещаются с занятиями по природоведению и по труду. В пятом и шестом классах начальных школ для физики и природоведения используется один и тот же учебник. По этому учебнику также учат обращению с домашними растениями, с домашними животными, с окружающей дикой природой.
Занятия по физической подготовке, труду и музыке проводятся обычно после обеда, три раза в неделю. На занятиях по труду детей учат пользоваться иголкой, ниткой, разными домашними электрическими приборами, подготовке еды. К концу первого учебного года учащийся начальной школы, если физички не ограничен, должен уметь крепить пуговицу на свою одежду и рассортировать бытовой мусор, а концу шестого года – пользоваться всеми домашними электрическими приборами и готовить себе несложную горячую пищу. Тем не менее, на занятиях по труду школьники изучают ваяние фигур из глины и других подручных материалов. Художественные работы учащихся начальных школ, которые они изготавливают на занятиях по труду, выставляются на конкурс в сентябре каждого года. Каждый ребенок должен представить как минимум одну индивидуальную работы или участвовать в двух групповых работах для этого конкурса.
Учащиеся колледжей и специальных школ получают специальные образования, и эти знания обязательно подкрепляются преддипломной практикой либо в лаборатории соответствующего университета, либо в технопарке. Компании и организации в Японии имеют свою программу подготовки и переподготовки кадров и держат их в секрете даже от своих подопечных университетов. Карьера новобранцев, которые приходят после получения степени бакалавра или магистра, обычно начинается в отделе продаж.
Считаю необходимым обратить внимание также и на финансовую сторону. Самая высокая заработная плата в Японии приблизительно в шесть раз больше от минимальной зарплаты. А уровень зарплаты преподавателей – не ниже средней. Социальный статус преподавателей является другим важным фактором эффективности японской системы образования и стимулом их преданности к работе. В примере Японии лишних доказательств не требуется, что всесторонний и целостный подход к процессу образования и с ее внутренней (от детского сада до университета) и внешней (между учебным заведением и отраслью) взаимосвязью полностью может обеспечить экономический успех стране.
В завершение я хотел бы сказать, что способность персонала соблюдать элементарные правила основ производственной культуры будет эффективнее культивировать в их сознании с самых ранних лет. Для поддержания такого процесса народное хозяйство должно сообщать свои требования к личным и профессиональным качествам будущего персонала министерству образованию, а министерство образования должно разработать непрерывный процесс для выполнения этих требований, согласовать меру для их оценки, и периодически усовершенствовать этот цикл.
Более того, такое образование поможет избегать частых случаев элементарных правонарушений в виде несоблюдения ПДД, засорения окружающей среды, пренебрежения в использовании бытовых приборов, игнорирования установленных и общепринятых социальных, общественных и производственных правил и процессов в повседневной жизни. В глобальном плане такое образование поможет подготовить конкурентоспособный персонал для выполнения технологических задач разного уровня сложности, который не только заменит импорт услуг, но и обеспечит экспорт технологий.
 
Таблица. Сравнительный график школьников Японии и некоторых стран СНГ.
 
 

Событие

Япония

Некоторые страны СНГ

1

Время отправления в школу

07:30

07:30*

2

Время начала работы матерей

09:00

08:00**

3

Время завершения работы матерей

16:00

17:00

4

Обед, энергетическая ценность, ккал.

1800

Не стандартизован или не сообщается

5

Время возвращения детей из школы

16:00

14:00**

6

Правила безопасности в дороге

Стандартизованы

Не стандартизованы

7

Время детей без надзора, или упущенное время школьников, час

0

3-5

8

Школьные дни в неделю

5

6

9

Школьные дни в году, в среднем, с учетом праздников

220

185

10

Каникулы, дни

<40 (20 дней летом + ~20 дней зимой

120

* отличается в зависимости от смены

** отличается в разных городах/регионах

 
Дети до 16 лет из публичных школ обычно не ходят в спортивные и художественные кружки после основных школьных занятий, потому что все это включено в школьную программу.
Детей по способности и интересу распределяют играть на разных музыкальных инструментах – это в основном духовые, струнные и ударные инструменты. В начальных школах (ше-гакко) имеется один спортивный зал и один бассейн. В неполных средних школах (чью-гакко) их имеются по два и в программу физической подготовки добавляются классы по дзюдо, каратэ, стрельбе из лука, фехтованию, теннису, волейболу, баскетболу и плаванию.
Занятия по математике ведутся интенсивно и сводятся к тому, что навыки по умножению двухзначных чисел на трехзначные числа и разделению трехзначных чисел на двухзначные доводиться до автоматизма без калькулятора, путем многократного повторения одних и тех же задач под разным контекстом. Есть такой пример – высота тетрадей ребенка по математике должна быть равна его росту по окончанию начальной школы, и выше на пядь по окончанию средней школы. И еще один интересный момент: до окончания младшей средней школы дети пишут карандашом.
Книги по чтению для учащихся начальных школ в основном содержат народные сказки, басни, и исторические рассказы. Их объем едва ли превышает полстраницы для начальных школ, и одной страницы для неполных средних школ, что делает их захватывающими и легкими для понимания.
Учащиеся неполных средних школ очень хорошо понимают смысл греческих легенд и басен Эзопа. Например, я узнал у японских студентов младшего курса в университете, что солнце в греческой легенде «Дедал и Икар» означает истину, крылья – знания, а воск – взаимосвязь этих знаний в обществе. (Такое трудно сказать относительно учебников по чтению, например, для узбекских школ – рассказы в основном с объемом больше двух страниц, не увлекательные и трудны для запоминания.)
Практические занятия по физике совмещаются с занятиями по природоведению и по труду. В пятом и шестом классах начальных школ для физики и природоведения используется один и тот же учебник. По этому учебнику также учат обращению с домашними растениями, с домашними животными, с окружающей дикой природой.
Занятия по физической подготовке, труду и музыке проводятся обычно после обеда, три раза в неделю. На занятиях по труду детей учат пользоваться иголкой, ниткой, разными домашними электрическими приборами, подготовке еды. К концу первого учебного года учащийся начальной школы, если физички не ограничен, должен уметь крепить пуговицу на свою одежду и рассортировать бытовой мусор, а концу шестого года – пользоваться всеми домашними электрическими приборами и готовить себе несложную горячую пищу. Тем не менее, на занятиях по труду школьники изучают ваяние фигур из глины и других подручных материалов. Художественные работы учащихся начальных школ, которые они изготавливают на занятиях по труду, выставляются на конкурс в сентябре каждого года. Каждый ребенок должен представить как минимум одну индивидуальную работы или участвовать в двух групповых работах для этого конкурса.
Учащиеся колледжей и специальных школ получают специальные образования, и эти знания обязательно подкрепляются преддипломной практикой либо в лаборатории соответствующего университета, либо в технопарке. Компании и организации в Японии имеют свою программу подготовки и переподготовки кадров и держат их в секрете даже от своих подопечных университетов. Карьера новобранцев, которые приходят после получения степени бакалавра или магистра, обычно начинается в отделе продаж.
Считаю необходимым обратить внимание также и на финансовую сторону. Самая высокая заработная плата в Японии приблизительно в шесть раз больше от минимальной зарплаты. А уровень зарплаты преподавателей – не ниже средней. Социальный статус преподавателей является другим важным фактором эффективности японской системы образования и стимулом их преданности к работе. В примере Японии лишних доказательств не требуется, что всесторонний и целостный подход к процессу образования и с ее внутренней (от детского сада до университета) и внешней (между учебным заведением и отраслью) взаимосвязью полностью может обеспечить экономический успех стране.
В завершение я хотел бы сказать, что способность персонала соблюдать элементарные правила основ производственной культуры будет эффективнее культивировать в их сознании с самых ранних лет. Для поддержания такого процесса народное хозяйство должно сообщать свои требования к личным и профессиональным качествам будущего персонала министерству образованию, а министерство образования должно разработать непрерывный процесс для выполнения этих требований, согласовать меру для их оценки, и периодически усовершенствовать этот цикл.
Более того, такое образование поможет избегать частых случаев элементарных правонарушений в виде несоблюдения ПДД, засорения окружающей среды, пренебрежения в использовании бытовых приборов, игнорирования установленных и общепринятых социальных, общественных и производственных правил и процессов в повседневной жизни. В глобальном плане такое образование поможет подготовить конкурентоспособный персонал для выполнения технологических задач разного уровня сложности, который не только заменит импорт услуг, но и обеспечит экспорт технологий.
 
Рубрики:  Образование



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку