-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12276


—тоит ли переходить с коллегой на Ђтыї? ¬се о субординации в офисе

„етверг, 10 ќкт€бр€ 2013 г. 16:25 + в цитатник

 ультура речи считаетс€ показателем общей культуры человека. Ќеудивительно, что дл€ специалистов, настроенных на карьерный рост, умение вежливо общатьс€ на хорошем русском €зыке превращаетс€ в один из ключевых показателей компетентности. ј вопрос о том, как обращатьс€ к коллегам в офисе – на «ты» или на «вы», и вовсе приобретает особое значение, ведь он св€зан не только с нормами €зыка, но и с правилами этикета. 

Ќемного истории
»стори€ обращени€ на «вы» в русском €зыке насчитывает не так уж много времени – всего около трех столетий. ¬ допетровские времена на –уси все обращались друг к другу на «ты». «“ы» говорили и царю-батюшке, и знатному бо€рину, и даже Ѕогу («ƒа св€титс€ им€ “вое…»). ѕетр I, ориентиру€сь на западные традиции, ввел в 1722 году «“абель о рангах», в которой, помимо прочего, закрепил правило обращатьс€ на «вы» ко всем, кто выше говор€щего по рангу. Ќижесто€щим же по-прежнему нужно было говорить «ты». ѕри этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами. 

»сторики €зыка говор€т, что приживалась эта норма с трудом, однако уже в XIX веке, суд€ по литературе этого периода, обращение на «вы» стало повсеместным среди двор€нства. 

¬ыбор местоимени€ зависит от близости отношений
—егодн€ правила, регламентирующие, к кому следует обращатьс€ на «ты», а к кому – на «вы», сформулированы лишь в общих чертах. «¬ы» традиционно говор€т люд€м старшим, незнакомым или малознакомым, а также руководител€м, коллегам, педагогам и т.д. «“ы» – членам семьи (впрочем, во многих семь€х сохран€етс€ традици€ обращатьс€ на «вы» к родител€м), друзь€м, при€тел€м.

—в€зано ли это с социальными различи€ми, как во времена ѕетра I? ќчевидно, что нет. Ќе прослеживаетс€ и тенденци€ обращатьс€ на «вы» только к особо уважаемым люд€м: говор€ матери или отцу «ты», мы уважаем их никак не меньше, чем своего начальника. 

ѕсихологи считают, что «ты-общение» носит более близкий, более личностный характер, а потому уместно лишь в отношени€х между близкими людьми. «¬ы-общение» предполагает определенную дистанцию между собеседниками (то, что называетс€ субординацией), а потому «вы» прин€то говорить тем, с кем мы общаемс€ менее личностно. 

«ачем в офисе субординаци€?
— этих позиций к коллегам в офисе (и к руководител€м, и к равным по положению), казалось бы, следует обращатьс€ только на «вы», ведь сослуживцы – это не близкие люди, не друзь€ и не родственники. ќднако жизнь сложнее правил этикета: сотрудники, провод€ вместе много рабочих часов, объединенные одной целью, зачастую станов€тс€ если и не друзь€ми, то уж точно не чужими друг другу людьми. ј если они еще и близки по возрасту, то часто переход€т на «ты». 

ѕо данным »сследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, более четверти экономически активных росси€н (28%) считают уместным в офисе обращение к себе по имени и на «ты». ќднако тех, кто все же предпочитает обращение на «вы», хоть и просто по имени, без отчества, намного больше – 44%. ≈ще 20% опрошенных выбрали вариант на «вы» и по имени-отчеству, и только 1% считает уместным обращение «господин» или «госпожа».

»сход€ из результатов исследовани€, торопитьс€ переходить с сослуживцами на «ты» все же не стоит – слишком многих коробит нарушение субординации. ѕсихологи рекомендуют в новом коллективе придерживатьс€ делового этикета – говорить «вы» как руководителю (даже если он на дес€ток лет моложе вас), так и равным по положению коллегам. ѕозже, когда вы узнаете друг друга лучше, станет €сно, как вам удобнее общатьс€ – на «ты» или на «вы». 

ќбращатьс€ к сотрудникам по имени или по имени и отчеству? Ёто зависит от особенностей и традиций коллектива. —трого говор€, правила делового общени€ подразумевают полное им€ и отчество, однако в последние годы эта традици€ активно пересматриваетс€ в пользу обращени€ лишь по полному имени. ¬прочем, это едва ли применимо к люд€м старшего поколени€. 

≈сли через какое-то врем€ работы в коллективе вы почувствовали, что общатьс€ с коллегой вам удобнее на «ты», поинтересуйтесь его отношением к этому: «¬ы не против, если мы перейдем на ты?» ѕри этом инициатива должна исходить от старшего по возрасту и по положению. Ќедопустимо предлагать перейти на «ты» коллеге, который намного старше вас, даже если он равен вам или ниже в корпоративной иерархии. 

ѕомните: называ€ человека на «ты», вы тем самым показываете близость ваших отношений, их неофициальный характер. ѕоэтому будьте чрезвычайно осторожны, пыта€сь перейти на «ты» с руководителем. Ћучше дождитесь такой инициативы от начальника. 

 ак правило, в компани€х с демократичной корпоративной культурой руководитель сам вс€чески способствует тому, чтобы в офисе все (или почти все) были друг с другом на «ты» - это сокращает дистанцию между сотрудниками и, по мнению многих, помогает сформировать более сплоченную команду. ¬ коллективах более традиционной формации (в государственных или окологосударственных структурах, многих крупных компани€х с вертикальной структурой управлени€), напротив, требование субординации остаетс€ незыблемым. 

 огда обращатьс€ на «ты» неудобно
ќбщение с коллегами на «ты», конечно, имеет свои преимущества, но все же это не всегда удобно. “ак, какими бы неформальными ни были ваши отношени€ с сотрудниками, на публичных меропри€ти€х вроде семинаров и симпозиумов следует общатьс€ друг с другом на «вы», иначе вы рискуете грубо (и публично!) нарушить правила этикета. 

ƒругой пример: в момент, когда вы получаете выговор от руководител€ или слышите критику в свой адрес из уст коллег, обращение на «ты» может даже эмоционально травмировать вас, ведь слова руководител€ вы воспримете уже не отстраненно, а как слова достаточно близкого человека. ј критика из уст близких, как известно, воспринимаетс€ болезненнее. Ќепросто бывает в этой ситуации и руководителю: подвергнуть критике близкого человека (подчиненного, с которым на «ты») непросто. 

»менно поэтому стоит задуматьс€, нужно ли торопитьс€ переходить границу, отдел€ющую официальное «вы» от личного «ты». 

superjob.ru

–убрики:  –абота
ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку