-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12276


В плену социальных сетей

Четверг, 29 Августа 2013 г. 14:13 + в цитатник
Просиживая в офисе с утра до вечера, сотрудники всегда находят способы, как убить время до конца рабочего дня. Раньше без конца пили кофе с плюшками, потом устраивали баталии в компьютерных играх, после чего пришла эпоха ICQ и других мессенджеров. Однако последние несколько лет главным поглотителем рабочего времени стали социальные сети. Портал Rabota.ru выяснил, как относятся к соцсетям российские работодатели и какими способами они ограничивают их посещение.
 
Время — деньги
 
По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК, в 2012 году каждый сотрудник, имеющий аккаунт в соцсетях и доступ к нему с рабочего компьютера, потратил 53,1 часа рабочего времени в год на интернет-общение. Учитывая, что на данный момент более 50 млн россиян активно пользуются соцсетями, аналитики ФБК рассчитали нижнюю и верхнюю границы возможных потерь, исходя из структуры пользования социальными сетями работниками разных отраслей и по средним значениям для экономики в целом. В результате эксперты пришли к выводу, что в прошлом году экономика страны потеряла от 281,7 до 311,5 млрд рублей из-за того, что работники вместо выполнения своих прямых обязанностей проводили время в социальных сетях. При этом наибольший экономический ущерб причинили сотрудники финансовой сферы, операций с недвижимостью и предоставления услуг: они «насидели» на 67,9 млрд рублей в год. На втором месте оказались работники образования (39,8 млрд), на третьем — государственные чиновники (36,6 млрд).
 
Конечно, эти цифры можно назвать условными, так как точный ущерб как для страны в целом, так и для отдельно взятой компании посчитать сложно. Однако все больше работодателей убеждается в том, что посещение социальных сетей на рабочем месте нужно контролировать, причем порой самыми жесткими способами.
 
Казнить или помиловать?
 
Однозначного мнения насчет того, допустимо ли пользоваться на рабочем месте социальными сетями, не существует. Негативное отношение работодателя к соцсетям понять можно: компания платит сотруднику зарплату за сделанную работу, а не за переписку с друзьями и комментирование фотографий. «Какие-либо исследования влияния социальных сетей на производительность труда нами не проводились, однако я считаю, что соцсети мешают сконцентрироваться на работе и отвлекают от прямых обязанностей, — говорит Валерия Горшкова, PR-менеджер группы компаний "Элком". — Тем не менее обеденное время или свободную минуту работник может потратить на пребывание в интернете с помощью своего мобильного телефона. Главное для компании — это результаты выполненной работы».
 
Однако существуют компании, которые придерживаются более мягкой точки зрения, и руководители не видят большого криминала в том, чтобы сотрудники пользовались социальными сетями. «В нашей компании очень мягкий режим использования интернета и в частности соцсетей: нашим сотрудникам не возбраняется иногда проверить свою страничку в Facebook в рабочее время, — рассказывает Наталья Новикова, заместитель директора по персоналу компании ABBYY. — Конечно, находясь в офисе, невозможно 100% своего времени быть максимально сконцентрированным на работе. Иногда надо переключаться. В таких случаях сотрудники могут пойти в зону отдыха, перекусить, заняться спортом или заглянуть на свою страничку в социальных сетях».
 
Также практически во всех компаниях разрешено свободно пользоваться мобильными телефонами и смартфонами, с которых сотрудники могут заходить на любимые сайты.
 
 
Василина Соколова, HR-директор группы «Связной»:
 
«Мы в нашей компании понимаем, что практически невозможно запретить сотрудникам пользоваться социальными сетями. Тем более когда у нас работают настоящие эксперты в сфере мобильных гаджетов, которые предпочитают очень "продвинутые" устройства. Большинство из них имеет доступ к любым интернет-ресурсам в любое время с личного смартфона или планшетного компьютера. Мы даже считаем, что небольшой перерыв, в течение которого сотрудники, скажем, проверят сообщения от своих друзей "ВКонтакте" — это зачастую необходимое "переключение", после которого они вернутся к работе с новыми силами.
 
Также, учитывая то, что сеть "Связного" охватывает 896 городов России и Белоруссию, социальные сети являются для нас очень эффективным каналом коммуникации компании с сотрудниками. Многие конкурсы и мероприятия для персонала мы реализуем именно здесь, мы очень приветствуем и даже мотивируем всех участвовать в наших онлайн-проектах. У "Связного" есть как официальные сообщества, открытые для всех любителей гаджетов, так и специальные группы для сотрудников».
 
Доверяй, но проверяй
 
Но даже при самом мягком и демократичном отношении к социальным сетям на работе контроль за поведением сотрудников в интернете не станет лишним. Ведь всегда найдется работник, который вместо разрешенных 20-30 минут проводит в соцсетях пару часов в день или даже больше.
 
Безусловно, самым эффективным способом борьбы с соцсетями является отключение доступа к ним. Процедура эта нехитрая, и с ней справится любой студент второго курса профильного вуза. Доступ к соцсетям можно ограничить как всей компании, так и отдельным сотрудникам, что не может не радовать руководителей отделов и прочих начальников, которые, конечно же, не ставят «лайки» под фотографиями друзей, а занимаются «мониторингом социальных сетей». Кроме того, сейчас практически в каждой крупной компании есть свои публичные страницы во всех основных соцсетях, поэтому некоторым сотрудникам доступ к ним крайне необходим, так как в данном случае соцсеть является обычным рабочим инструментом.
 
 
Валерия Горшкова:
 
«Компания "Элком" имеет свои корпоративные аккаунты на интернет-площадках в "ВКонтакте", Facebook и "Одноклассниках", где размещаются фотографии и обсуждаются важные темы совместного досуга. Но свободный доступ для использования соцсетей в течение рабочего дня для сотрудников закрыт. Работники компании могут пользоваться социальными сетями только в нерабочее время или со своих мобильных устройств. Доступ к корпоративным площадкам в социальных сетях есть только у сотрудников отдела персонала и маркетинга».
 
Такой подход к ограничению посещения соцсетей довольно распространен среди российских компаний. Ведь он позволяет не только сконцентрировать внимание работника на выполнении своих прямых обязанностей, но и значительно снижает количество интернет-трафика, за который компания платит.
 
Василина Соколова:
 
«По умолчанию, если обязанности сотрудника напрямую не связаны с интернет-проектами и социальными сетями, на его рабочем компьютере будет лимитированный доступ к Всемирной паутине. Это предполагает ограничение на вход не только в соцсети, но и на определенный список интернет-порталов. Отметим, впрочем, что это связано не столько с запретом на использование соцсетей в принципе, сколько с необходимостью обеспечить бесперебойную работу операционных ИТ-систем компании, которые поддерживают обслуживание клиентов. Представьте, какая нагрузка ляжет на ИТ-инфраструктуру, если одновременно 27 тысяч наших сотрудников начнут скачивать файлы или слушать музыку. При этом, конечно, сотрудник может получить полный доступ в интернет, если это необходимо для реализации рабочих проектов».
 
Если же компания не хочет ограничивать своих сотрудников в общении, но и злостные «сидельцы» в соцсетях ей не нужны, то в этой ситуации поможет установка счетчиков трафика. Если сотрудник проводит на сайтах, не связанных с его деятельностью слишком много времени, он получает предупреждение от руководства. Как правило, этого бывает достаточно для того, чтобы любитель социальных сетей и других посторонних сайтов немного умерил свой пыл и рабочее время проводил более продуктивно.
 
 
Наталья Новикова::
 
«Несмотря на то, что все наши сотрудники могут пользоваться любыми сайтами, в ABBYY есть контроль за использованием интернета. Он призван обратить внимание работника и его руководителя на слишком большой объем интернет-трафика. Если он критически велик, то это повод для анализа продуктивности сотрудника. Каждый работник может посмотреть свои статистику и определить, не слишком ли много он уделяет внимания контенту, который не относится к работе».
 
По стопам Большого Брата
 
Однако существуют и более радикальные методы контроля за интернет-активностью сотрудников. Например, можно установить на компьютеры сотрудников специальное ПО, которое с определенным интервалом делает снимки экрана, записывает, какие сайты были посещены, какие приложения открыты и многое другое. Любой шаг работника за компьютером фиксируется и заносится в базу. Причем в большинстве случаев система используется как превентивный удар для любителей «зависнуть» в соцсетях: мало кто захочет посещать сторонние сайты, зная, что за ними следят.
 
Однако использование такой системы допустимо лишь при условии, что сотрудник о ней проинформирован. Как правило, в трудовой договор включается пункт о том, что не допускается использование имущества компании в личных целях, и компания-работодатель оставляет за собой право контролировать этот запрет, то есть следить за сотрудниками. Если такой документ сотрудник не подписывал, и он узнал о тайной слежке за его компьютером, то он вправе обратиться в суд или в прокуратуру, ссылаясь на ст. 23 Конституции РФ (неприкосновенность частной жизни и тайна переписки) и ст. 138 Уголовного кодекса (нарушение тайны переписки).
 
В поисках виновных
 
Конечно, можно ограничить работнику доступ ко всем социальным сетям, можно поставить за его спиной сотрудника службы безопасности, а можно добиться такого же результата грамотной внутренней политикой. Прежде всего, персоналу необходимо ставить четкие задачи со строгими дедлайнами. Если сотруднику говорят «Работай отсюда и до пятницы», то велика вероятность того, что рабочее время будет потрачено неэффективно. Если же цель поставить так, чтобы сотрудники были заинтересованы в достижении результата, то им самим будет неинтересно просиживать часами в соцсетях.
 
Кроме того, не стоит винить социальные сети в том, что именно из-за них ваши сотрудники работают из рук вон плохо. Причин для низкой производительности труда может быть множество: низкая зарплата, отсутствие мотивации, некомфортные условия труда. И только в том случае если со всем вышеперечисленным в вашей компании полный порядок, можно начинать реальную борьбу с «сидельцами» в соцсетях. В противном случае работники всегда найдут способ отвлекаться от работы, и не важно, что это будет: часовые разговоры у кулера, постоянные перекуры или просмотр картинок с котиками в интернете.
 
Рубрики:  Работа
Психология
Трудовые споры



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку