-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12277


‘раншиза: бизнес - чужой, прибыль - ваша

—реда, 14 јвгуста 2013 г. 10:09 + в цитатник

¬ стартующую 2 сент€бр€ осеннюю сессию √осдума рассмотрит немало законопроектов. —реди новаций — дополнени€ в √ражданский кодекс (√ ), касающиес€ франшизы и еще целый р€д актов, св€занных с ней. » все они имеют целью расширить использование этой формы бизнеса в –оссии и облегчить его ведение.   сожалению, отечественные предприниматели зачастую не знают плюсы и минусы франшизы.  ак и в любом бизнесе, есть риски; можно разоритьс€. — другой стороны, из-за огромной территории –оссии у франшизы большое будущее, что теперь понимают и власти. Ќемаловажно, что по франшизе может работать самый мелкий, даже надомный бизнес. ќсобенно в сочетании с внесенным в правительство законопроектом о «налоговых каникулах» дл€ нового малого бизнеса в течение двух лет. ≈сли все примут, франшиза может охватить самые широкие слои населени€ в регионах. ѕора готовитьс€.

»ностранные слова на русский лад

‘раншиза, франчайзинг, франчайзер, франчайзи — сплошна€ непон€тна€ иностранщина. ћеж тем ничего особо сложного тут нет. ¬ переводе с французского frachise & quot означает: «привилеги€, право участи€». √овор€ по-русски, это работа под чужой торговой маркой. Ќапример, ателье (а то и шве€-надомница) шьет плать€. ќдно дело, когда они просто их шьют, и совсем другое — если на эти плать€ будет наклеен лейбл известной фирмы, мирового производител€ одежды. ѕон€тно, что во втором случае продукци€ будет расходитьс€ гораздо лучше, а жить на прибыль ателье со шве€ми будут гораздо богаче.

ћожно пошить криво-косо, но торговую марку налепить — это незаконно. ¬ –оссии за такие художества могут посадить в тюрьму на срок от 5 до 8 лет. Ќо 20 лет в  итае только так и делали, причем не только с одеждой и обувью, но даже с автомобил€ми. Ќедавно закончили: в  итае теперь программа «китайское — значит, качественное». ≈е реализаци€ идет именно через франшизы известных фирм. ѕотому что франшиза — это самый простой и к тому же абсолютно законный способ налепить на продукцию местного бизнеса известную торговую марку. –азумеетс€, это делаетс€ не за так и не просто так.

Ќо сначала все-таки о юридических аспектах вопроса. ёридически франшиза означает аренду торговой марки. Ёто договор между человеком (группой лиц) и производителем либо торговой группой, при которой первым предоставл€етс€ право использовать оправдавшие себ€ бренды в коммерческих цел€х. »де€ франчайзинга заключаетс€ в предоставлении брендовой фирмой (франчайзером) прав использовани€ товарного знака другой компании (франчайзи) на определенных договором услови€х.

ѕлюсы франшизы. ¬ целом система оправдывает себ€. ” начинающих предпринимателей по€вл€етс€ возможность использовать знани€, наработки опытных предпринимателей, а также познакомитьс€ с технологическими секретами известных брендов. ¬едь известный производитель не допустит, чтобы, например, на плать€х с его маркой были кривые швы, обувь разваливалась на ходу, а посетителей ресторанов везли в больницу с отравлени€ми.

 омпани€, предоставивша€ торговую марку (франчайзер), строго следит, чтобы местный изготовитель продукции не нарушал технологический процесс. » если в автомобильном бизнесе это требует серьезных затрат, то, к примеру, в ресторанном или швейном иногда достаточно просто показать. ¬ швейном, кстати, часто еще и ткани поставл€ют, а это — три четверти успеха.

ј еще на эту тему есть бородатый, но смешной анекдот. Ќекто готовил очень вкусный чай. ј когда его спрашивали, как этого добитьс€, он неизменно отвечал: «ќчень просто — кладите больше заварки». ¬от истинный франчайзи! ќчень часто соль именно в этом: не экономьте на качестве, делайте по уму. “огда получитс€ не хуже, чем у известного производител€.

ѕри работе по франшизе предпринимателю не нужно тратить врем€ и средства на обучение. ‘ранчайзеры заинтересованы в том, чтобы местное предпри€тие не сто€ло без дела. ѕоэтому у них есть уже опробованные учебные курсы. Ѕез них к работе по франшизе в подавл€ющем большинстве случаев просто не допуст€т. ‘ранчайзер в любое врем€ может поддержать и проконтролировать местное предпри€тие, тем самым бизнес может избежать ошибок. Ќо и местный франчайзи не остаетс€ брошенным: головное предпри€тие весьма часто устраивает курсы повышени€ квалификации. ћожно съездить в другую страну за полцены, а то и вовсе бесплатно.

ќгромным плюсом €вл€етс€ то, что местному предпринимателю не нужно тратить огромные деньги на рекламу и прочую атрибутику. ¬се уже готово и сделано за вас. Ѕывали случаи, что брендовые фирмы давали арендаторам даже необходимое оборудование. ѕравда, на услови€х его постепенного выкупа, но все-таки. » еще один плюс: уже готова€ и качественна€ программа бизнеса может расширить границы возможностей арендатора, направлени€ его де€тельности. √рубо говор€, вам не надо лет п€ть кор€читьс€, раскручива€ бизнес. ¬се уже готово: приходи и получай прибыль.

ћинусы франшизы. ≈сли бы все было так гладко, весь мир «сидел» бы на франшизах. ¬ общем, так и есть, но не совсем. ” франшизы есть минусы, и они достаточно серьезны, чтобы предприниматель дес€ть раз подумал, прежде чем решитьс€ заключать подобный договор.

ѕрежде всего люба€ аренда никогда не бывает бесплатной. ” франшизы есть стоимость, и она высока. ѕричем цена франшизы возрастает, когда вам предоставл€етс€ эксклюзивное право быть единственным бизнесменом, легально пользующимс€ данной маркой в пределах города или региона. —амое опасное, что стоимость франшизы фиксирована. Ёто не процент от прибыли, а безусловный долг, который вы как предприниматель об€заны заплатить. » ни один суд вас не защитит — он встанет на сторону арендодател€-франчайзера.


Ќапример, решились вы открыть магазин разливного пива под франшизой известных марок. ƒело выгодное — народ пиво пьет. ј тут российское государство решило, что нечего поощр€ть пивной алкоголизм, — и ввело на пиво акцизы. ѕрибыль бизнеса стремительно покатилась сначала к нулю, а потом и в минус. “олько франчайзеру на это наплевать: он каждый мес€ц требует свой регул€рный платеж (ро€лти). „ерез год вы разорились и остались не только «без штанов», но за вами еще и судебные приставы с исполнительными листами гон€ютс€. ’ороша перспектива? ј это ведь реальные случаи разорени€ тех, кто в 2007—2008 гг. св€залс€ с франшизой разливного пива…

“очно такой же риск у самой попул€рной в –оссии франшизы — ресторанов. —амой известной франшизой в –оссии был и остаетс€ McDonald’s: пор€дка 80% всех ресторанов этой сети работают по франшизе. ѕоначалу все было весьма успешно: в первый день открыти€ в ћоскве три тыс€чи человек сто€ли в очереди. ј дальше начались сложности. Ќапример, в услови€х франшизы прописано, что новому владельцу следует купить (а не арендовать) помещение. »наче договор аннулируют. ƒл€ первоначального аванса (паушиального платежа) по такому договору у предпринимател€ должно быть в наличии не менее $300 тыс. ¬се-таки 9 млн руб. свободных денег — это уже не малый бизнес, а хорошенький средний.

ƒругим отрицательным свойством франшизы €вл€етс€ узкий спектр возможностей дл€ расширени€ де€тельности. јрендодатель торговой марки (франчайзер) заинтересован в том, чтобы местный предприниматель занималс€ преимущественно его (а не своим) бизнесом, принос€ ему прибыль. ѕоэтому и возникает в договорах: «шаг влево, шаг вправо — побег» (расстрел). Ќапример, открыли вы ресторан (вернее, забегаловку) по франшизе. ѕрибыль есть, все неплохо. Ќо вы видите, что р€дом с заведением часто тормоз€т автомобили, а им требуютс€ обслуживание и мелкий ремонт. —амосто€тельный бизнесмен тут же откроет р€дом с забегаловкой автомастерскую и торговлю запчаст€ми. Ќо франчайзи этой возможности лишен. Ќадо согласовывать расширение бизнеса с головным франчайзером, а он может и не разрешить (реальный случай).

ƒовольно часто владелец торговой марки (франчайзер) выставл€ет требовани€ к помещению. »звестные бренды требуют пространство не менее 100 кв. м, которое вы тоже должны будете найти и арендовать (или купить). Ќе секрет, что в ћоскве и ѕодмосковье ставки аренды помещений дл€ бизнеса весьма высоки и имеют тенденцию к дальнейшему росту. ќсобенно обидно, когда владелец помещени€ (а дл€ вас он тоже арендодатель, хот€ и не франчайзер) видит, что бизнес идет неплохо. “ут-то он ставки аренды поднимет, что «съест» всю вашу прибыль. ј уйти вы не сможете: договор франшизы заключаетс€ на срок, он вас держит. ј на повышение стоимости аренды франчайзеру оп€ть же наплевать: это ваш риск. “ак что при заключении договора франшизы нужно рассчитывать не только на текущие арендные ставки, но и на повышенные. Ћибо заключать долгосрочный договор аренды, на что не вс€кий арендодатель согласитс€.

» самое главное: внимательно читайте услови€ договора франшизы! ” крупных фирм — целый штат юристов. ќни составл€ют сложные, заковыристые договора с максимальной пользой дл€ себ€, «считают в свою сторону». ¬ ваших интересах — нан€ть при заключении договора опытного юриста, чтобы не попасть впросак и не залезть в огромные долги.  стати, опыт показывает, что присутствие юриста со стороны арендатора (франчайзи) способно сдвинуть в его пользу и чисто коммерческие аспекты франшизы.

ѕерспективы в –оссии

—амыми попул€рными сферами российского бизнеса по принципу франчайзинга €вл€ютс€ ресторанна€ и гостинична€ де€тельность, а также €зыковые школы. ѕочти все попул€рные сети еды и одежды, которые у нас по€вились за последние 5 лет, работают по франшизе. ј в —Ўј, например, сфера услуг на треть состоит из франчайзинговых предпри€тий. ≈сть несколько видов франшиз: классическа€, свободна€, импортозамещающа€, серебр€на€, золота€, бизнес в аренду, корпоративна€, банковска€ и лицензионна€.

 лассическа€ франшиза наиболее распространена за рубежом. ¬ стандартной франшизе есть регул€рное отчисление ро€лти, отбор потенциальных франчайзи-дилеров, регистраци€ договора на пользование товарным знаком в госорганах, обучение, определение жестких корпоративных стандартов, контроль за ведением бизнеса, регул€рна€ отчетность перед франчайзером. —тандартна€ франшиза плохо прижилась в –оссии. ” нас намного меньше уважают интеллектуальную собственность и право на многолетнее получение прибыли, чем это прин€то в западной культуре. ¬ –оссии совершенно друга€ целева€ аудитори€ дл€ покупки франшизы: активные бизнесмены, не желающие подстраиватьс€ под жесткий контроль западного образца.

—амый распространенный и удобный вид франшизы в –оссии и —Ќ√ — свободный: полна€ свобода дл€ франчайзи-дилера в организации бизнеса. ѕо сути близок к обычному дилерству, но с добавлением товарного знака, обучени€, консультаций, особых цен и условий. ¬ данном виде франшизы может быть символический или нулевой авансовый (паушальный) взнос и регул€рный платеж (ро€лти), а также очень м€гкие требовани€ к франчайзи.

»мпортозамещающую продукцию производить тоже выгодно. ћимикри€ брендов позвол€ет неплохо заработать на чужой попул€рности. ≈сли не продаетс€ дорога€ Zara, ее с успехом и за небольшие деньги замен€ет очень похожа€ на нее Zarina.  итайские фирмы в свое врем€ в совершенстве овладели приемами мимикрии.

—еребр€на€ франшиза более известна как «бизнес под ключ». ‘ранчайзер фактически сам создает филиал и потом отдает его младшему партнеру-франчайзи во владение за процент от прибыли. ƒороже — золота€ франшиза, подразумевающа€ мастер-франшизу (монополию) на определенный регион. ѕокупа€ такую франшизу, франчайзи сам становитс€ франчайзером в регионе и решает, как развивать дальше франчайзинговую сеть: открывать собственные точки или продавать франшизы.

 орпоративна€ франшиза похожа на бизнес в аренду. ќсобенность: франчайзер контролирует бизнес. ¬ отличие от стандартной и свободной франшизы нельз€ расторгнуть соглашение с франчайзером и создать на этом же месте собственный бизнес под другой вывеской.


Ѕанковска€ франшиза — уникальный вид, попул€рный лишь в –оссии и —Ќ√. ‘ранчайзи создает филиал банка в своем городе по лицензии головного банка. Ѕанкиром может стать любой бизнесмен без соответствующего образовани€ и опыта, а возможность финансировать дружественные предпри€ти€ дает сверхприбыли, престиж и вли€ние. ¬ некоторых городах образовалась очередь на полгода вперед.

Ћицензионна€ франшиза — то же, что и банковска€, но в других видах бизнеса, подлежащих жесткому лицензированию.

¬ывод: франшиза может стать основной формой организации малого и среднего бизнеса в течение ближайших 3—5 лет. ќсобенно перспективна она дл€ регионов. Ќо считать надо.

»з выпуска от 12-08-2013 рассылки  «ћосковский  омсомолец - экономика» 

–убрики:  –абота
—амозан€тость



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку