-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Фактор Аладдина / Просите о замене учителя

Пятница, 12 Июля 2013 г. 10:44 + в цитатник

Просите о замене учителя

Предположим, вы твердо убеждены в том, что учитель вашего ребенка убивает в нем чувство самоуважения и собственного достоинства или же не уделяет ему достаточного внимания. Будете ли вы принимать какие-нибудь меры или пустите ситуацию на самотек? Мы поинтересовались у бывшего директора школы Джона Прискорна, как надо действовать, чтобы решить подобную проблему. Он дал следующий совет.

Для начала нужно сесть самому, подумать и прояснить для себя, к чему, собственно говоря, вы в конечном счете стремитесь. Какого результата вы добиваетесь? Вы заинтересованы в получении исчерпывающей информации? Но что именно вы хотите уточнить? О чем хотите узнать? Сформулируйте два или три конкретных вопроса, которые помогут вам разобраться в ситуации и сделать соответствующие выводы.

Вы хотите, чтобы руководство школы предприняло некоторые вполне определенные меры? Что вы ожидаете получить, каких действий или результатов от них ждете? В чем именно заключается ваша просьба? Постарайтесь продумать несколько вариантов решения беспокоящей вас проблемы.

Затем вам нужно позаботиться о том, чтобы снять внутреннее напряжение и полностью успокоиться — насколько это возможно. Заранее подготовьтесь к возможности откровенного отказа или попытки каким-то образом обойти волнующую вас проблему. Постарайтесь занять нейтральную позицию и сохранять самообладание. Отрепетируйте мысленно, как хладнокровно вы будете реагировать в том случае, если ваши оппоненты не дадут вам того ответа, на который вы рассчитываете.

Если вы как следует подготовились к предстоящему разговору и у вас имеется четкое представление о том, как добиться желаемого результата, то вы, по крайней мере, настроились на достижение своей цели.

Кроме того, вы должны понимать, что ваша проблема далеко не всегда может иметь оптимальное решение, причем по самым разным причинам — из-за местных законов, общеполитических соображений, бюджетных ограничений и так далее. Не исключена, впрочем, и ситуация, когда школьная администрация просто не способна или не склонна вам помочь.

Если вам не удалось добиться результата, начинайте систематически обращаться во всё более высокие инстанции. Но имейте в виду, что любого учителя или директора школы возмутит, что вы отправились в вышестоящие органы прежде, чем поговорили непосредственно с ними. Ведь так или иначе, но в конечном итоге круг замкнется на том человеке, от которого изначально зависит решение вашего вопроса, — то есть на учителе. Если вы сначала обратились к учителю, а затем к завучу и директору школы, подготовились к предстоящим разговорам, запаслись надлежащими вопросами, но все-таки не получили никакого результата, то смело отправляйтесь в районный или городской отдел образования. Разузнайте предварительно, к кому вам следует обратиться (это может быть, например, непосредственный руководитель директора вашей школы), и запишитесь к нему на прием. Если и здесь вам ничего добиться не удалось, смело идите в более высокую инстанцию. Рано или поздно вы сумеете привлечь чье-нибудь внимание.

Однако в любом случае нужно понимать: нет никакой гарантии, что вы получите именно то, чего хотите. Однажды мне довелось принять под свое начало школьный округ, прежняя администрация которого была абсолютно безразличной к нуждам и просьбам населения.

Это как раз тот случай, когда лучше сразу обращаться в высшие органы управления, а может, и переходить к активным политическим действиям. Следует организовать соответствующую кампанию, призывающую к смене школьного руководства либо попечительского совета. Например, прежде чем я занял упомянутую должность, в округе со скандалом уволили его последнего руководителя, причем это произошло менее чем через три месяца после того, как он приступил к работе. В районе шла настоящая война. Шестьсот родителей подписали ходатайство о смене руководства, многие устраивали пикеты и носили плакаты со своими требованиями.

В крайнем случае, никогда не надо забывать о такой возможности, как перевод ребенка в другую школу, руководство которой вызывает у вас большее доверие.

Позвольте мне в завершение добавить еще одно соображение, которое, как я выяснил на практике, может быть очень эффективным. Скажем, вы чувствуете, что ваш ребенок попал в неподходящий класс. Налицо явный конфликт между ним и учителем, причем вы убеждены, что другой педагог нашел бы подход к вашему ребенку. Иными словами, вы хотите перевести своего отпрыска в другой класс к другому учителю. Но для достижения указанной цели лучше начать разговор вовсе не с возмущений и требований. Куда более эффективно начать беседу с кем-то из руководителей с вопроса: «Как, на ваш взгляд, отразится на ребенке перевод в другой класс вашей же школы?»

Подобный подход более эффективен, поскольку в самом начале разговора вы демонстрируете готовность к сотрудничеству, вместо того чтобы выражать претензии собеседнику и ставить его перед лицом ваших требований. Если вы начинаете с претензий, то неизбежно ставите другую сторону в положение обороняющейся. А когда вы по-доброму спрашиваете у человека совета, то ему будет гораздо труднее сказать вам «нет».

Джон Прискорн

Просите об особом внимании

Если вы чувствуете, что нуждаетесь в особом внимании к себе или к своему ребенку, то непременно просите об этом. Вы можете попросить о продлении сроков, о консультациях, о дополнительных занятиях или об изучении определенного учебного курса и так далее. Часто в школах и других учебных заведениях предусмотрены соответствующие возможности.

Это ничуть не сложнее, чем попросить учителя после уроков уточнить или объяснить вашему ребенку непонятный материал. Большинству учителей нравится этим заниматься; именно поэтому они и выбрали для себя такую профессию. Не бойтесь рискнуть и попросить. Ведь в результате вы или ваш ребенок сможете досконально разобраться в непонятной для вас теме. А это не так уж и мало.

Просите о пересмотре ваших оценок или результатов

Когда Джорджия, жена Джека, сдавала устный экзамен на получение адвокатской лицензии по вопросам брака, семьи и детей, то получила официальное уведомление о том, что ей выставлена оценка «неудовлетворительно». А поскольку сама она чувствовала, что ответила на все вопросы правильно, то обратилась в соответствующую инстанцию и спросила — вначале устно, — предусмотрена ли у них система апелляций. Затем Джорджия отправила туда же письмо, где обосновала, по каким причинам она убеждена, что на самом деле сдала экзамен успешно. После рассмотрения аргументов Джорджии ей все-таки предоставили лицензию. Это позволило супруге Джека сэкономить бесчисленное количество часов, требующееся для подготовки к повторному экзамену через шесть месяцев.

Вы также вполне можете попросить своего учителя или преподавателя пересмотреть выставленную ими оценку, разрешить вам заново пройти тест или пересдать экзамен. От вас требуется только готовность воспользоваться представившимся шансом и... смелость. Помните, что оценки чаще всего вещь весьма субъективная. В ходе серьезного исследования, проводившегося Американским национальным советом преподавателей английского языка, одно и то же сочинение было предложено для оценки ста школьным учителям. И что же? За него были выставлены самые разные отметки — от «плохо» до «отлично»!

Одним словом, вы вполне можете повысить свою успеваемость. Но даже если вам это не удастся, вы, по крайней мере, поймете, по каким критериям учитель выставляет оценки. А это, безусловно, поможет вам в дальнейшей учебе.

Просите назвать истинную причину

Когда мы писали эту книгу, Марка и Патти Хансен вызвали в школу, где училась их дочь, с целью обсудить тот факт, что она пропустила слишком много занятий, поскольку их семья задержалась в отпуске. За день до встречи со школьной администрацией Марк как раз брал интервью у Дейва Йохо-младшего, и тот выдвинул несколько полезных предложений, которыми мы хотели бы поделиться с вами.

В ответ на первые обвинения вы должны сказать директору школы примерно следующее: «Прежде всего, хочу поблагодарить вас за приглашение в школу. Я по-настоящему ценю ту заинтересованность, которую вы проявляете по отношению к нашей Элизабет. Понимаю, вы очень разочарованы случившимся. Но мы в любом случае довольны, что вы вызвали нас на эту беседу». Затем позвольте директору высказаться и изложить, чем конкретно он обеспокоен. Не перебивайте, не возражайте, а просто выслушайте собеседника.

После этого скажите: «Спасибо, кажется, я все понял. Но отдельные моменты все-таки остались для меня не совсем ясными. Не возражаете, если я задам вам несколько уточняющих вопросов?» Разумеется, вам ответят: «Конечно, можете задавать». Тогда спросите: «А каким образом это повлияло на ее учебу?» Ответ, вероятно, будет таким: «Что ж, ваша дочь — прилежная ученица, и, полагаю, пропуск нескольких дней не окажет заметного влияния на уровень ее знаний». После этого я задал бы такой вопрос: «А как случившееся отразилось на ее отношениях с другими детьми?» Если вам скажут, что такое влияние имеет место, попросите привести конкретные примеры.

А теперь, если вам не дали убедительного ответа, усядьтесь поудобнее на своем стуле и скажите так: «Смотрите, я ведь пришел сюда сегодня из соображений взаимного сотрудничества, а также из уважения к вам. Но, мне кажется, есть другая причина вашего беспокойства, поскольку, хоть я могу и ошибаться, но просто не вижу, как эта задержка на пару дней могла неблагоприятно отразиться на учебе Элизабет. Более того, я думаю, что это путешествие только расширило ее культурный кругозор и обогатило жизненным опытом. И потому я подозреваю о наличии иных обстоятельств, вызывающих у вас тревогу. Например, возможно, ее поведение в школе оставляет желать лучшего, и проблема может как раз состоять в том, что моя дочь огорчала бы вас своим пребыванием в школе ничуть не меньше, чем своим отсутствием». Конечно, выдвигать против своей дочери подобное обвинение довольно рискованно, но ведь ваше предположение вполне может оказаться верным. Тогда вы сможете увидеть, в чем состоит реальная проблема, а затем вместе с работниками школы заняться ее решением.

Дейв Йохо

Глава отдела образования просит весь район о сотрудничестве

Мне довелось побывать и обычным учителем, и директором школы, а затем и руководителем районного отдела образования. Последнюю должность я занимал на протяжении одиннадцати лет.

Обращаться с просьбами всегда нелегко, но я решил, что это необходимо делать, если я намерен хоть чего-нибудь достичь. Я был полон решимости поставить школьную систему нашего района на ноги. И понимал, что для этого должен заручиться поддержкой всех работников системы образования, а также попечительских советов всех школ, равно как и местного сообщества. В противном случае у меня бы не получилось ничего. Школьная система в районе была доведена до самого плачевного состояния. Соглашаясь занять свою должность, я дал обязательство как самому себе, так и администрации района, что уйду с работы, если достаточно быстро не добьюсь существенных сдвигов к лучшему. И для выполнения этого обязательства я нуждался в сотрудничестве. А поддержку можно получить только с помощью просьб.

Для начала я провел ряд личных бесед с каждым из работников аппарата с целью понять, в чем они нуждаются на своем месте и какими видят свои обязательства. Когда я проанализировал полученную информацию, то смог сделать кое-какие выводы и помочь коллегам сплотиться и действовать сообща. Затем я побеседовал с учителями, родителями, завучами, директорами школ и выяснил, что их волнует, каковы их потребности и что, по их мнению, необходимо сделать для улучшения ситуации.

Я задавал примерно такие вопросы:

• Какие проблемы вызывают у вас беспокойство?

• Что вы думаете по поводу сложившейся у нас в районе ситуации?

• Какие факторы мешали вашей работе?

• Что, по вашему мнению, привело к столь плачевному состоянию всей школьной системы в нашем районе?

Когда я выяснил все это, пришел черед задавать новые вопросы:

• Так что же требуется сделать для устранения этих проблем?

• Что, на ваш взгляд, у нас полностью отсутствует?

• Чего нам пока не хватает?

• Какие меры надо предпринять, чтобы в корне изменить положение вещей?

Поначалу я получал от всех однообразные ответы вроде: «Ну, если кто-то изменит свое отношение к делу, тогда...» Около полугода я не слышал ничего, кроме жалоб сотрудников друг на друга. Я решил разорвать эту цепочку взаимных обвинений следующим способом — еще раз встретиться с каждым из коллег и сказать: «Хорошо, я понял вашу мысль о том, что многое у нас делается неправильно и что в этом виноваты все, кроме вас. Но я хотел бы знать конкретно, какой именно вклад можете внести вы — лично вы сами и ваша организация, — чтобы ситуация изменилась к лучшему? Если исходить из предположения, что все остальные также намерены внести свою лепту в усовершенствование работы школьной системы нашего района, то чем готовы помочь на своем месте вы сами?»

И вот тогда я начал получать совсем иные ответы. Теперь я видел в людях личную ответственность и готовность действовать. Не знаю, как еще я смог бы добиться от них нового отношения к делу, если бы для начала не выслушал их и не позволил излиться всему их возмущению, отчаянию и неверию в возможность исправить положение. Думаю, если бы я при первом разговоре проигнорировал их жалобы, то коллеги, в свою очередь, не приняли бы ни меня, ни мои вопросы, ни все задуманные мной перемены. Поэтому я должен был пройти через негатив, чтобы в конечном счете прийти к позитивным сдвигам. Ведь позже каждый из этих людей внес неоценимый вклад в общее дело.

Все это заняло у меня приблизительно год. Уже в первые шесть месяцев к нам периодически поступали хорошие новости, но мы еще долго не могли добиться реального сотрудничества со всеми заинтересованными лицами. На самом деле я считаю подлинным лишь тот успех, который мы смогли реально ощутить и измерить два или три года спустя, но уже к концу первого года каждый понял и принял для себя тот факт, что в школьной системе нашего района произошел полный и окончательный поворот к лучшему.

Джон Прискорн

Рубрики:  Психология/Фактор Аладдина
THE ALADDIN FACTOR by Jack Canfield and Mark Victor Hansen. — N. Y. : The Berkley Publishing Group, 1995. Кэнфилд, Дж., Хансен, М. В. Фактор Аладдина / Дж. Кэнфилд, М. В. Хансен ; пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Мн. : «Попурри», 2007. — 432 с. : ил. — ISBN 978-985-483-916-5.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку