-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей: 10506
 омментариев: 1101
Ќаписано: 12277


„то делать со стрессом: подавл€ть, управл€ть или использовать?

—реда, 10 јпрел€ 2013 г. 09:38 + в цитатник

 ак сделать так, чтобы стресс подтолкнул не к побегу от реальности, а к поиску ресурсов и перспектив? ќ том, как превратить стресс из беды в шанс улучшить свою жизнь, в главе из книги »вана  ириллова «—тресс-серфинг: —тресс на пользу и в удовольствие»

stress-serfing.jpg»ван  ириллов «—тресс-серфинг: —тресс на пользу и в удовольствие» — ћ.: «јльпина ѕаблишер», 2013

—тресс — посто€нный и безжалостный спутник современного человека. Ќо если стресс — неизбежное зло, может, лучше не старатьс€ избегать его, а заставить служить во благо? ¬едь стрессы возникают на волнах жизни, а лучший способ не пойти к дну — оседлать волны и с наслаждением кататьс€ на них, подобно серфингистам. Ќеобходимо только овладеть навыками стресс-cерфинга. ѕредложенные автором простые физические упражнени€, психологические задачи и тесты, подробна€ информаци€ о физиологии стресса, рассказ о наиболее типичных стрессовых ситуаци€х позвол€т читател€м прочно закрепить навыки стресс-серфинга и легко и радостно встретить даже самый сильный жизненный шторм.

ќчарование стресса

 

я не могу и не должен быть исцелен от моего стресса,

мне просто нужно научитьс€ наслаждатьс€ им.

√анс —елье

¬ 1920-х годах ’’ века физиолог ”олтер  еннон обнаружил, что в ответ на любое раздражение организм готовитс€ боротьс€ или убегать (fi ght-or-fl ight response): выдел€етс€ энерги€, учащаетс€ сердцебиение, напр€гаютс€ мышцы и т.д. ƒес€ть лет спуст€ √анс —елье назвал эту универсальную реакцию стрессом и доказал, что при определенных услови€х она может вести к истощению, болезни и даже смерти.

— тех пор волнующий вопрос « то виноват?» получил в медицине и сознании обывател€ вполне исчерпывающий ответ — «—тресс!». »менно он — причина 70–80% всех заболеваний и большинства случаев длительной потери трудоспособности работниками умственного труда (по данным Ѕританского комитета по здоровью и безопасности за 2004 г.).

Ќаиболее очевидно св€заны со стрессом тревожные и депрессивные расстройства, сердечно-сосудистые заболевани€ и многие гинекологические проблемы, простуды и астма, мигрень и бессонница, ревматоидные артриты и €звенна€ болезнь, сахарный диабет и т. д. »так, с одной стороны, стресс провоцирует многие недуги.

— другой стороны, именно он — единственный путь к здоровью. ќн может вести к деградации или вдохновл€ть, мотивировать и стимулировать развитие. »менно стресс позвол€ет одному из самых беззащитных существ в природе совершать чудеса, про€вл€€ скрытые способности (прыгать через пропасти, выдерживать колоссальные перегрузки, бежать с огромной скоростью, поднимать неверо€тные т€жести, мгновенно совершать сложнейшие умственные операции, исцел€ть неизлечимые болезни и т. д.), измен€ть мир вокруг себ€, творить, развиватьс€ и развивать цивилизацию.

¬олны стресса

„то такое стресс?

√. —елье сравнивал стресс с приправой, придающей всему неповторимый вкус:

« огда его мало, бытие становитс€ скучным и пресным.

≈сли его много, существование невыносимо».

1. —тресс — единственно возможный способ жизни.

—тресс — это универсальна€ реакци€ организма (см. приложение 1) на любое изменение — внутреннее или внешнее, реальное или воображаемое. ќн создает энергию и перераспредел€ет активность организма дл€ того, чтобы боротьс€ (fight), изменить реальность, приспособитьс€ к переменам или убежать (flight) от угрозы. »ными словами, стресс — это единственно возможный способ жизни, и другого у нас нет.

2. —тресс — источник энергии.

явл€€сь источником энергии, стресс сильно вли€ет на ваше состо€ние, работоспособность и эффективность (рис. 1).  огда ситуаци€ слишком удобна и не вызывает никакого напр€жени€, она скучна и безразлична вам.  огда происход€щее доставл€ет незначительный дискомфорт, то по€вл€етс€ ленивое желание что-то сделать, однако в€лость и неопределенность этого импульса сопровождаютс€ нерешительностью. ƒальнейшее усиление стресса стимулирует интерес, мотивацию, решимость и творческий поиск решений (eustress1). ќднако если такое давление продолжаетс€ слишком долго или становитс€ слишком сильным (distress), то нарастает усталость, снижаетс€ внимание, по€вл€ютс€ разочарование и раздражительность, порой смен€ющиес€ гневом и рано или поздно заканчивающиес€ изнеможением и/или болезнью. »сследовани€ показывают, что к болезни и смерти может привести не только избыток, но и недостаток стресса.

–ис. 1. —тресс и эффективность

stress1.jpg

—тресс становитс€ вреден, когда он:

  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> слишком интенсивен;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> слишком длителен (хронический);
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> слишком слаб на прот€жении длительного времени.

3. —тресс — источник информации

∆изнь часто сравнивают с океаном. —тресс же подобен волне, котора€ поднимаетс€ при столкновении с чем-то пугающим или привлекательным. „ем важнее событие, тем сильнее волна энергии, предназначенной в одном случае дл€ борьбы или побега от того, что пугает, в другом — дл€ того, чтобы поймать/захватить или догнать то, что нравитс€. »ными словами, целью стресса всегда €вл€етс€ выживание и/или удовлетворение базовых потребностей, а его волны всегда направлены от «пугающего» к «привлекательному» (рис. 2). “аким образом, волна стресса всегда €сно указывает на потребности, удовлетворение которых оказываетс€ под угрозой или, напротив, становитс€ возможным в сложившейс€ ситуации.

ѕарадокс состоит в том, что, сталкива€сь с угрозой или тер€€ что-то нужное, люди уподобл€ютс€ кролику, зачарованному удавом, и фокусируютс€ на опасности: « ак можно думать о выгодах, когда все так плохо?» (рис. 2). » даже если все идет хорошо,

–ис. 2. ¬се волны кат€тс€ к берегу

stress2.jpg

в голове у некоторых часто по€вл€ютс€ нав€зчивые «но…» и «однако…». Ќеудивительно, что стресс почти всегда оцениваетс€ с точки зрени€ возможных непри€тных последствий, т. е. как «зло». ј со злом нужно боротьс€, его следует избегать, им желательно хоть как-то управл€ть. ”вы, все это требует сил и создает дополнительное напр€жение, замыка€ порочный круг.

4. —тресс — возможность развити€

ј ведь решение так очевидно и лежит на поверхности: отпустить то, что уже потер€но, и повернутьс€ к тому, что возможно и по-насто€щему важно. »менно на этой простой идее основан стресс-серфинг.

ѕример.  ак испортить себе вечер?

Ќикита забыл купить хлеба.  ак только он переступил порог дома, его супруга, узнав об оплошности мужа, набрасываетс€ на него с упреками. Ќикита защищаетс€ — конфликт нарастает. ¬ечер испорчен... из-за куска хлеба? ≈сли в этой ситуации так важен хлеб, возможно, проще было бы за ним сходить? ≈сли дело идет о контроле над ситуацией или об отношени€х, то, быть может, именно это и стоило бы обсуждать вместо того, чтобы обмениватьс€ нападками и обвинени€ми?

—тресс-серфинг — это использование волны энергии стресса дл€ развити€ способностей, создани€ выгоды и удовлетворени€ актуальных потребностей.

„то делать со стрессом?

1. ѕодавл€ть?

Ёволюци€ создала стресс дл€ выживани€ и достижени€ желаемого в пр€мом противосто€нии голоду, холоду, врагам и хищникам.

Ѕлагодар€ развитию технологий и разделению труда мы все реже встречаем пр€мую физическую угрозу, но все сильнее зависим от других людей, которые создают дл€ нас пищу, одежду и жилье, доставл€ют нам электричество и тепло, защищают и обслуживают нас. ¬ таких услови€х выживание больше зависит от умени€ общатьс€, чем от силы мышц, прочности костей и скорости бега, а слово стало опаснее оружи€.

√арвардский кардиолог √ерберт Ѕенсон делает очевидный вывод: «Ќемедленный ответ fi ght-or-fl ight не подходит дл€ сегодн€шних социальных стрессов». —ильный выброс энергии мешает нам договариватьс€, сотрудничать и принимать взвешенные решени€.   тому же современное общество склонно воспринимать любое возбуждение как слабость или агрессию и наказывает за несдержанность общественным порицанием и социальной изол€цией. ѕоэтому возбуждение стресса все чаще приходитс€ подавл€ть.

» это, очевидно, хорошо?

“олько вот совсем непон€тно, что делать с уже выброшенным в кровь адреналином, когда закрепленный веками механизм уже приведен в движение. ¬едь напр€жение сменитс€ расслаблением, только если разр€дить его действием, ожидаемым результатом или ответом на стучащий в висках вопрос: «„то происходит?», «ѕочему со мной?», « то виноват?», «„то делать?» и т. д.

—тресс можно разр€дить:

  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> активным действием;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> достижением желаемого результата;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> переосмыслением — пониманием и прин€тием новых решений.

ѕример. √оре от учтивости

ћихаил, профессиональный спортсмен, привык довер€ть своим импульсам: «Ќа поле € реагирую быстрее, чем думаю, и при этом прекрасно знаю, что и зачем делаю». ∆енившись, он пытаетс€ подавл€ть свои порывы: «¬едь она (супруга) у мен€ очень нежна€ и пугаетс€ моей импульсивности». „ерез мес€ц у ћихаила начались панические атаки и испортилс€ сон.  ак «сильный мужчина», он «пыталс€ не распускатьс€ и вз€ть себ€ в руки, но стало только хуже».

ƒл€ обуздани€ импульсов нужна энерги€, поэтому необходимость такого сдерживани€ воспринимаетс€ организмом как стрессор. ¬ результате запускаетс€ нова€ стрессова€ реакци€, которую нужно снова подавл€ть, — круг замкнулс€.

ѕопытка подавить стресс усиливает его и превращает в хронический. Ќерешенные вопросы и остановленные действи€ требуют «довести дело до конца», образу€ бессознательные или осознанные внутренние конфликты («я хочу отказать, но не могу», «— €зыка готово сорватьс€… но € молчу», «ј что, если...» и т. д.), которые порой зат€гиваютс€ на мес€цы и годы, истоща€ организм хроническим стрессом.

„ем, по-вашему, тревога отличаетс€ от воодушевлени€? » то и другое €вл€етс€ про€влением избыточной энергии, полученной в результате стресса. ¬о что превратитс€ эта энерги€, зависит только от того, есть ли у вашего организма или у вас готовый план. ≈сли таковой имеетс€, вы действуете, и, сколь бы ни была непри€тна ситуаци€, вы будете испытывать воодушевление. ј вот не зна€, что делать со своим возбуждением или пыта€сь подавить свои естественные импульсы, даже в самой при€тной ситуации вы неизменно ощутите тревогу или растер€етесь.

≈сли вы знаете, как использовать энергию стресса, она превратитс€ в воодушевление, если нет — в тревогу. »менно поэтому на самый распространенный вопрос о стрессе — « ак с ним боротьс€?» — эта книга отвечает однозначно: «Ќикак!» Ќапротив, мы учимс€ использовать стресс дл€ понимани€ своих ценностей, а также как источник энергии, которую можно использовать дл€ развити€ и достижений, улучшени€ здоровь€, качества жизни и отношений.

2. ”правл€ть?

ѕритча. ћулла и коварный сосуд

ќднажды мулла отправилс€ в кладовую за орехами. ќн глубоко засунул руку в сосуд, где они хранились, и схватил так много желанного лакомства, что не смог вытащить руку из узкого горлышка.  ак мулла ни т€нул руку, как ни дергал, сосуд не выпускал ее. Ѕедн€га жаловалс€, стонал и даже ругалс€, но все было напрасно. Ќа помощь пришла жена, она изо всех сил т€нула на себ€ сосуд, но и это не помогло. Ќа шум сбежались соседи и с интересом следили за происход€щим. √олосом, полным отча€ни€, мулла поведал им о своей беде.

“огда один из соседей сказал: «я тебе помогу, если ты точно исполнишь мои указани€!» — «я готов целовать тебе руки и делать все, что ты прикажешь, только освободи мен€ от этого сосуда-чудовища!» — «“огда засунь руку по локоть в сосуд». ћулла очень удивилс€ (ведь он-то хотел ровно обратного!), но смиренно выполнил инструкцию. —осед продолжал: «“еперь разожми кулак, и пусть выпадут орехи, которые ты в нем зажал». Ёто указание мулла выполнил неохотно, ведь он так хотел орехов, а теперь ему вел€т их выпустить. «“еперь выпр€ми пальцы, прижми их друг к другу и выт€гивай руку из сосуда». ћулла выполнил все в точности и, о чудо, без труда вытащил руку. «ћо€ рука свободна, но как же € достану орехи?» — недоумевал мулла. “огда сосед вз€л сосуд, наклонил его и высыпал столько орехов, сколько было нужно мулле. ¬ылупив глаза и разинув рот от изумлени€, мулла посмотрел на все это, а потом сказал: «”ж не волшебник ли ты?»

— момента открыти€ √ансом —елье феномена стресса люди прин€лись изобретать способы управлени€ им. ¬ результате по€вилось множество более или менее эффективных идей и методик.   сожалению, все они имеют три существенных недостатка, часто превращающих попытку их использовани€ в дополнительный стресс. ¬о-первых, они рассматривают стресс как зло, угрожающее здоровью. ј как вы уже знаете, по€вление опасности само по себе вызывает стресс.

¬о-вторых, цели, которые став€т перед собой многочисленные техники стресс-менеджмента («жить без стресса», «победить стресс», «управл€ть стрессом» и т. д.), недостижимы по определению, а значит, рано или поздно привод€т к стрессу разочаровани€.

¬-третьих, узнав о том, как нужно «правильно и разумно» регулировать стресс «там и тогда», люди часто просто забывают применить эти знани€ «здесь и сейчас». Ёмоции затопл€ют разум, и мы автоматически реагируем «как обычно». Ёто становитс€ причиной разочаровани€: «я все знаю, но таков уж мой характер»; «Ќичего тут не поделаешь...».

3. »спользовать!

≈сли стресс — это волна энергии, направленна€ на удовлетворение ваших основных потребностей, то его можно и должно использовать как сигнал дл€ серфинга. ¬о-первых, при таком отношении стресс становитс€ объектом активного интереса („то вызвало волну? ƒействительно ли это важно? —тоит ли на нем «прокатитьс€» или пропустить?) и азартного поиска эффективных решений.

ѕритча. ¬ор и дервиш

–ассказывают, что в пещеру, где ночевал дервиш, ночью забралс€ вор. —обрав что было ценного, пройдоха бросилс€ бежать... ¬ этот момент проснулс€ хоз€ин украденного. —ообразив, что случилось, он бросилс€ вслед за вором, рассыпа€сь в благодарност€х. ¬ор в недоумении остановилс€ и спросил: ««а что ты мен€ благодаришь?» Ќа это дервиш с воодушевлением ответил: «Ёта мокра€ и неуютна€ пещера давно мне надоела!  онечно же, € благодарен тебе за то, что ты помогаешь мне переехать в твой дом, ведь ты туда несешь мои вещи. Ќе так ли?»

¬о-вторых, пон€тие-метафора «стресс-серфинг» располагает к спокойному прин€тию реальности: « аков океан — такова жизнь: ничего личного». ¬се волны разные, поэтому не существует единственно верного решени€ или идеальной техники. ѕонимание этого снимает напр€жение перфекционистских ожиданий, освобождает врем€ и силы дл€ увлеченности и наслаждени€ последовательным развитием.

», наконец, в-третьих, серфер с азартом охотника, выслеживающего добычу, высматривает каждую новую волну стресса. ќн готов к ней, его сознание активно, но не напр€жено. Ёто позвол€ет воврем€ заметить возникающий «здесь и сейчас» стресс и действовать в зависимости от ситуации. “аким образом, сам стресс становитс€ сигналом дл€ серфинга, его энерги€ используетс€, и напр€жение спадает.

ѕример. ќхотник за стрессом

««абавно! я уже не раз принимал решение: вместо того чтобы злитьс€ на бесконечные придирки своей супруги, вы€сн€ть причины ее недовольства. Ќо ничего не получалось! я снова орал на нее. ѕотом вспоминал о своем решении, но было поздно. я злилс€ уже на себ€... „то изменилось? я больше не злюсь на свою злость. Ќапротив, € жду ее как сигнала, и когда она приходит, знаю: теперь врем€ расспросить жену о том, что ее беспокоит. ‘окус в том, что, как только € перестал боротьс€ со злобой, она стала практически незаметной даже дл€ мен€. «ато супруга видит, что € стал внимателен к ней и ее нуждам».

јндрей, 32 года

”пражнение 1. „то вы делаете со своим стрессом?

  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">  ак вы разр€жаете свой стресс?
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">  ак часто вы подавл€ете свой стресс? «ачем?
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">  акие идеи у вас по€вл€ютс€ в св€зи с этим?

Ќа каких волнах кататьс€?

ѕритча. ”ченик и мастер

”ченик в панике прибежал с вопросом к мастеру: «“ри недели назад € подумал: «ј вдруг со мной что-то не так?» — тех пор € потер€л сон, покой и аппетит.  огда € пытаюсь не думать об этом, все становитс€ только хуже, эта мысль заполн€ет все мое сознание! ћне кажетс€, € схожу с ума!»

ћастер слушал ученика, мирно покурива€ трубку. ¬друг он закашл€лс€, захрипел и лишилс€ чувств. ”ченик застыл в ужасе, у него перехватило дыхание, а на лбу выступил пот. „ерез секунду он бросилс€ к мастеру, начал тр€сти его за плечи и взывать неведомо к кому о помощи. ѕон€в, что сам не справл€етс€, он схватил телефон и вызвал скорую помощь, а пока врачи ехали, он бережно уложил мастера поудобнее... » тут мастер открыл глаза, лукаво улыбнулс€ и спросил: «ќ чем ты сейчас думаешь?» ”ченик застыл от изумлени€, а потом рассме€лс€…

ѕо мотивам даосской притчи

— практической точки зрени€ удобно различать три типа волн стресса, отличающихс€ по назначению, силе, длительности и расходу ресурсов организма.

1.  ороткие волны

¬спомните, что происходит, когда вы неожиданно слышите автомобильный гудок за спиной или спотыкаетесь… ћгновенное напр€жение мышц, сердцебиение, учащение или задержка дыхани€, потоотделение, покраснение лица и т. д. (см. табл. 1).

“ак и случилось с учеником в нашей истории: когда мастер лишилс€ чувств, он «застыл в ужасе, у него перехватило дыхание, а на лбу выступил пот». «накомьтесь! Ёто перва€ — коротка€ — волна. ѕри столкновении со стрессором ваш организм мгновенно готовитс€ к действию (см. приложение 1). Ёту реакцию невозможно пр€мо контролировать волей.

÷ель первой волны: подать сигнал тревоги и сверитьс€ с эмоциональной пам€тью (см. приложение 1): «»звестна ли ситуаци€?», «ќпасна ли она?», «ѕредставл€ет ли интерес?». ƒлительность первой волны: считанные секунды — как сигнал будильника.

≈сли эмоциональна€ пам€ть определила, что ситуаци€ «известна», «безопасна» и «не интересна», а вли€ние раздражител€ прекратилось, то сигнал «тревоги» отмен€етс€. ¬место адреналина и норадреналина в синапсах нервной системы по€вл€етс€ ацетилхолин, который вызывает расслабление (замедление сердце биени€, снижение вентил€ции легких, ослабление мышечного тонуса и т. д.) и способствует сохранению и восстановлению энергии, росту клеток.

stress3.jpg

2. —редние волны

≈сли воздействие стрессора продолжаетс€ и/или оцениваетс€ как «неизвестное», «опасное» или «мотивирующее», то поднимаетс€ втора€ (средн€€) волна стресса, котора€ генерируетс€ так называемой «подкоркой» (она же лимбический, эмоциональный мозг — см. приложение 1).

¬ы чувствуете эту волну как общее напр€жение, тревогу или воодушевление, которые могут сопровождатьс€ бол€ми в шее, спине, голове, животе и т. д., сухостью и болью в горле (см. табл. 1). ѕрактически важно, что, несмотр€ на отсутствие пр€мого контрол€ лимбического мозга сознанием, вы можете поддерживать или прерывать автоматически возникшие эмоции с помощью мыслей. » хот€ ваше мышление тоже зачастую реактивно, его гораздо проще осознать и изменить, чем эмоции.

ѕример. ¬ли€ние мышлени€ на эмоции

¬ы можете поддержать естественную печаль от потери кошелька, дума€ о том, что «это ужасно!» и теперь «не на что пообедать!», и даже разозлитьс€ на себ€: « ак € мог быть таким рассе€нным!» ќднако вы способны и прервать уже возникшую эмоцию: «Ќе велика потер€. я уже потер€л деньги, не стоит усугубл€ть непри€тность еще и чувством гор€. Ѕог дал — Ѕог вз€л!»

÷ель второй волны: обеспечить энергией поиск решени€ и/или процесс преодолени€ ситуации. ≈сли невозможно изменить внешние услови€ (оплатить обед кредитной картой в случае потери кошелька; включить вентил€тор, если жарко; переубедить собеседников, если они не согласны, и т. д.), то необходимо изменить свои ожидани€ и стратегии действи€ (например, можно использовать освободившеес€ врем€, чтобы пораньше вернутьс€ домой и поужинать).

Ќа этой волне ученик «бросилс€ к мастеру, начал тр€сти его за плечи и взывать неведомо к кому о помощи. ѕон€в, что сам не справл€етс€, он схватил к телефон и вызвал скорую помощь, а пока врачи ехали, он бережно уложил мастера поудобнее...» ƒлительность второй волны: по разным источникам, составл€ет от двух до шести часов.

≈сли вам удалось удовлетворительно ответить на вопросы, вызванные стрессорной ситуацией, преодолеть опасность и/или получить желаемое, то возбуждение спадает, в кровь выдел€етс€ ацетилхолин, и наступает расслабление и восстановление всех систем организма. —убъективно это может восприниматьс€ как удовольствие или усталость.

3. ƒлинные волны

≈сли:

  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> вы не можете смиритьс€ с ситуацией и она по-прежнему выгл€дит непон€тной и/или безвыходной, поскольку вы так и не отпустили свои, уже не осуществившиес€, ожидани€;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> вы реагируете «естественно» (как обычно) и не можете попробовать что-то новое и/или прин€ть альтернативное удовлетворительное или хот€ бы промежуточное решение;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> воздействие стрессоров продолжаетс€ (несколько значимых событий следуют одно за другим непрерывно);
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> вы слишком учтивы и подавл€ете свои реакции, при этом не измен€€ ни ситуацию, ни свое отношение к ней, «поднимаетс€» треть€ (длинна€) волна стресса. » причина дл€ этого вовсе не об€зательно должна быть глобальной. “ак бывает, когда, например, вы продолжаете думать о работе, вернувшись домой; когда не можете заснуть, проигрыва€ в голове «все варианты»; никак не успокоитесь после ссоры, хот€ с тех пор уже прошло несколько часов, а то и дней, и т. д.

ѕризнаки этой волны — раздражительность, плохое настроение, рассе€нность внимани€, нарушение сна, частые простуды, герпес, быстрое увеличение или потер€ массы тела (см. табл. 1). »менно об этой волне ученик рассказывал мастеру: «“ри недели назад € подумал: «ј вдруг со мной что-то не так?» — тех пор € потер€л сон, покой и аппетит.  огда € пытаюсь не думать об этом, все становитс€ только хуже, эта мысль заполн€ет все мое сознание! ћне кажетс€, € схожу с ума!»

÷ель третьей волны: обеспечить энергией решение длительных задач, требующих системных изменений себ€ и/или внешних условий. ƒл€ этого приходитс€ использовать резервные ресурсы организма. ƒлительность третьей волны: две-три недели.

ќчевидно, что эта волна сильно истощает организм, а в случае успешного разрешени€ ситуации или приспособлени€ к ней требует продолжительного и качественного отдыха. ≈сли же стресс продолжаетс€ более двух-трех недель, он становитс€ хроническим и может привести к перегрузке одного или нескольких органов, наход€щихс€ в состо€нии напр€жени€ («где тонко — там рветс€»). ќ хроническом стрессе свидетельствуют: сердцебиение, гастрит, бессонница, тревога, раздражительность, хроническа€ усталость, потер€ чувства юмора, избегание людей, склонность к отупл€ющим действи€м (сидение у телевизора, компьютерные игры и т. д.), повышение артериального давлени€ (јƒ) в покое, снижение иммунитета (Biondi, 2001), активаци€ воспалений ( ириллов, 1994), ослабление пам€ти и внимани€ (McEwen, 2002), страх и депресси€ (Peseschkian & Peseschkian, 2009).

4.  акие волны подход€т дл€ катани€?

»так, короткие волны хороши дл€ пробуждени€ и поддержани€ определенного ритма активности (например, с помощью музыки). ќднако не стоит злоупотребл€ть чрезмерной стимул€цией, потому что истощение симпатической нервной системы может привести к нарушению вегетативного тонуса (слабость, дрожь, головокружение и головные боли).

—редние волны предназначены дл€ разрешени€ сложностей и противоречий: выполнени€ краткосрочных, но интенсивных задач, прин€ти€ решений, проведени€ переговоров, развити€ и т. д. »менно эта волна идеально подходит дл€ серфинга.

ƒлинные волны обеспечивают выход из кризисов. ќни поддерживают «марафонскую» активность, позвол€ющую справл€тьс€ с кризисами, осуществл€ть большие проекты, прорывы и значительные изменени€ в жизни и т. д.

¬ыводы очевидны:

  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> короткие волны хороши дл€ тренировки и поддержани€ ритма;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> средние волны оптимальны дл€ серфинга;
  • /www.e-xecutive.ru/images/li.png" target="_blank">http://www.e-xecutive.ru/images/li.png); text-indent: 13px; background-position: 0% 6px; background-repeat: no-repeat no-repeat;"> длинные волны нужно стремитьс€ превратить в средние, а если это невозможно, кататьс€ на них с осторожностью (готовитьс€ к ним и хорошо отдыхать после катани€).

Ќа этом основана главна€ стратеги€ стресс-серфинга: использовать мен€ющиес€ услови€ дл€ удовлетворени€ актуальных потребностей и сокращени€ количества длинных волн.

e-xecutive.ru

–убрики:  ѕсихологи€
∆изнь
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку