-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей: 10505
 омментариев: 1099
Ќаписано: 12274

 то и кого учит в –оссии?

¬торник, 26 ћарта 2013 г. 10:32 + в цитатник

 уда деваютс€ профессора-практики и инноваторы? —тареют.  то такие преподаватели-неудачники? »х смена. ѕочему высшее образование в –оссии переживает т€желый кризис и каков план «спасени€», - рассказывает профессор Ѕорис ≈фремов.

«а последние 20-25 лет в системе высшего образовани€ в –оссии сложилась критическа€ ситуаци€, что отнюдь не €вл€етс€ новостью и привлекает посто€нное внимание общественности. ќсобенный резонанс вызвала прокативша€с€ волна признани€ неэффективными р€да далеко не худших российских университетов. ѕри этом критерии, по которым происходила оценка, вызывали у думающей части сопричастных образованию людей в лучшем случае смех и недоумение, а в худшем – мысли о полной некомпетентности министерства, либо о предсто€щем рейдерском захвате высвобождающихс€ весьма дорогих активов вузов (в основном, недвижимости) и т.п. —ледом возникла волна «разборок» с ¬ј  (¬сероссийской аттестационной комиссией), €вно ориентированна€ на дискредитацию системы квалификации научных и педагогических вузовских кадров в целом. ј зачем? ƒа, эта система несовершенна, но она хоть как-то стимулирует и мотивирует молодые кадры, пополн€ющие профессорско- преподавательский состав высших учебных заведений.

¬ том, что высшее образование переживает сейчас т€желый кризис, сомнений нет, однако давайте задумаемс€ – есть ли на это объективные, убедительно обоснованные причины? ¬ этой статье мне бы хотелось взгл€нуть на ситуацию изнутри, попытавшись пон€ть причины кризиса, и определить хот€ бы направление движени€ по его преодолению.

 то учит?

¬ социалистической системе честно заработанна€ учена€ степень открывала дорогу в престижный, хорошо оплачиваемый, действительно интересный и перспективный мир науки, который располагалс€ в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведени€х. Ѕыла устойчива€ и открыта€ дл€ новых членов группа специалистов, обучавших студентов на уровне, делавшем наше высшее образование одним из лучших в мире.

Ёта сама€ профессура, котора€ в годы социализма обеспечивала подпитку экономики страны квалифицированными кадрами, теперь практически отсутствует по разным причинам, прежде всего по возрасту. »х просто не осталось, а те, кто остались, давно отстали от стремительно движущегос€ вперед технического прогресса. ѕорвалась св€зь между промышленностью и высшей школой: промышленность по большей части принимает формы малого, локального бизнеса, основанного на применении готовых технологий, как правило, приобретаемых или получаемых иным способом из-за границы. ѕри этом потребности в собственных разработках, как правило, нет. Ѕизнес ориентирован на короткие проекты, позвол€ющие заработать деньги быстро и не вт€гива€сь в долгосрочные, наукоемкие, стратегически значимые проекты.

»менно поэтому почти не ведетс€ Ќ»ќ –, то есть перспективных разработок, дл€ которых требуютс€ специалисты, не только способные обслуживать чужие технологии, но и создавать свои – на уровне изобретений или хот€ бы оригинальных ноу-хау. ћожет ли пожилой профессор, который сотрудничал с производством минимум 25-30 лет назад, научить студентов создавать новое? ¬р€д ли – в лучшем случае он сможет поделитьс€ со студентами лишь своим устаревшим опытом.  то же заменит его в ближайшее врем€? ѕохоже, никто.  оличество докторов наук быстро уменьшаетс€ за счет естественной убыли, а смена отсутствует. ≈сть небольша€ прослойка кандидатов наук, которые так навсегда и останутс€ кандидатами, даже не пыта€сь делать научную карьеру – объ€сню почему. ќткуда им вз€ть материалы дл€ докторской диссертации? ”ниверситеты бедны, оборудовани€ современного уровн€ в них нет, и у себ€ на кафедрах ничего не сделать. ѕромышленность стоит, св€зи утрачены, то, что можно было бы разработать дл€ предпри€тий, не востребовано, а «за просто так» экспериментальную базу им никто не предоставит. » вот учит студентов такой доцент, ничего, кроме своей локальной задачи, достаточной дл€ защиты кандидатской диссертации, в жизни не решивший и реального опыта не имеющий – практически такой же студент, только постарше. » здесь тупик. “радиционно вузы были школами, где преподавали опытные, знающие профессора, авторы научных разработок, внедренных в промышленность, имеющие, как правило, несколько собственных изобретений, в общем – авторитетные люди, которым есть, что сказать студентам, есть, куда направить аспирантов, и есть возможность подготовить себе смену. Ќо даже скороспелых доцентов и то в наших университетах не хватает, и преподают ассистенты, в лучшем случае старшие преподаватели – это така€ должность, придуманна€ дл€ преподавателей, не способных даже кандидатскую диссертацию защитить.

ѕостепенно, по мере ухода профессоров, доценты и старшие преподаватели станов€тс€ главной ударной силой недоукомплектованных кафедр, которых становитс€ все больше и больше. јспирантура часто оказываетс€ незаполненной, и вовсе не потому, что нет мест или большой конкурс, а скорее потому, что совсем нет мотивации, да и руководителей (тех же профессоров) «не густо». «ачем идти на несколько лет в аспирантуру, чтобы получать потом меньше уборщицы? я говорю о доцентских зарплатах, на которые через несколько лет может рассчитывать успешно закончивший аспирантуру и защитивший диссертацию преподаватель. ƒа и профессорские зарплаты не намного больше, они ниже средних по региону, ниже зарплат учителей в средних школах, практически ниже всего, что можно вспомнить без специальной подготовки. ј ведь профессором станов€тс€ минимум через 15-20 лет упорной и об€зательно успешной научной работы, при этом прожива€ на доцентскую зарплату, о которой € только что говорил. Ќечего удивл€тьс€, что наиболее талантливые бегут из вузов, наход€ себе работу, не св€занную с профессией – лишь бы прожить, прокормить семью. ¬ результате в вузе остаютс€ те, кому некуда идти, или те, кто просто боитс€ мен€ть привычный образ жизни. —коро профессоров не останетс€ вовсе, что уже давно имеет место в провинциальных университетах.

 ого учат?

—туденты прекрасно вид€т, кто их учит, и, если преподаватель не может их увлечь, если он им не интересен, у них вырабатываетс€ определенное отношение и к преподавателю, и к предмету, и к профессии, и к университету в целом. ј чем преподаватель может увлечь? —воим примером неудачника, бредущего по лужам от метро и уворачивающегос€ от брызг автомобилей, на которых едут к университету его студенты? ќчень редким профессорам удаетс€ удержать авторитет, привить студентам уважение и интерес к профессии, в основном за счет своего широкого кругозора, неординарности личности, и еще за счет того, что студентам просто не с кем общатьс€ на потребном дл€ них уровне – многие преподаватели в этом смысле не в счет. ќбщение с преподавател€ми-неудачниками не идет на пользу ни одной из сторон. —итуаци€ гнетуща€, отбивающа€ вс€кую охоту и учить, и учитьс€.

≈сть еще одно обсто€тельство, вли€ющее на контингент и мотивацию студентов – это платна€, коммерческа€ составл€юща€ образовани€. ÷ены за образование во всех университета таковы, что неработающий студент не в состо€нии сам оплатить учебу. ѕлат€т родители, в большинстве своем через силу, заставл€€ всю семью экономить.  ак платные студенты относ€тс€ к учебе?  онечно, далеко не все – плохо, но есть такие, которые убеждены, что раз заплачено, то все равно выпуст€т, и диплом все равно дадут. ”чатс€ такие студенты кое-как, диплом получают, а потом их не берут на работу, если родители не устро€т, и вот уже «университет плохой, и учили плохо, знал бы – не пошел!»

ѕозици€ государства

ѕровод€щиес€ ћинистерством преобразовани€, направленные на введение двухступенчатой системы «бакалавр-магистр», в описанной ситуации изменить ничего не смогут – во вс€ком случае, в лучшую сторону.  то такой бакалавр? Ётот вопрос студенты задают посто€нно, хот€ после введени€ системы прошло уже три года. ќтвета нет, поскольку с таким дипломом на работу берут неохотно, а то и вовсе не берут, не удовлетворившись студенческими объ€снени€ми.  огда студентам в университете объ€сн€ют, что магистр лучше, и уж магистра-то точно возьмут на работу – это тоже обман, работодатели ведут себ€ точно так же.

 онечно, ситуаци€ печальна€, со стороны государства нигде не сформулировано, с какой именно целью проводитс€ переход на двухуровневую систему образовани€. ѕохоже, что это – просто желание ћинистерства показать свою значимость, и не более, поскольку большинство государственных университетов напр€мую завис€т от ћинистерства – финансирование, число бюджетных мест дл€ студентов и аспирантов, периодическа€ аттестаци€, периодический контроль за выполнением спускаемых сверху федеральных государственных образовательных стандартов (‘√ќ—) и многое другое – перспектив самосто€тельно найти выход из создавшегос€ (или созданного) тупика не видно. ѕро ‘√ќ— и говорить не хочетс€ – каждый последующий намного хуже предыдущего, а пон€ть, почему они таковы не получаетс€, если не предаватьс€ самым грустным мысл€м.

ѕозици€ вузов

ѕозици€ руководства вузов вполне пон€тна€ – «бизнес есть бизнес!» Ўироко освещавшиес€ в —ћ» истории с р€дом университетов показали, что приватизировались университетские здани€, коммерческие студенты платили мимо университетской кассы, и происходило еще многое, что не способствовало выходу из кризиса, а скорее его усугубл€ло. “ак что и с этой стороны ждать радикальных движений не приходитс€.

„то делать?

ќстаетс€ наде€тьс€ на государство, хот€ оснований дл€ этого становитс€ все меньше.

1. —оздание (и воссоздание, где это возможно) научных школ, чтобы студент шел учитьс€ не только в университет, а на конкретную кафедру, к конкретному специалисту, где могут научить востребованной профессии. Ќаучить на таком уровне, чтобы можно было бы идти на работу не учитьс€, а сразу же занимать позицию специалиста, что сейчас кажетс€ недостижимой задачей.

2. —истема квалификации научных кадров должна остатьс€, модернизироватьс€ и служить объективной оценкой научной квалификации специалистов. Ѕез нее начнетс€ полный произвол и неминуемый крах высшей школы в отсутствие мерила профессионального уровн€ этих кадров.

3. Ќеобходимо возродить в стране стимулирующие выплаты за высокую квалификацию и совсем не так, как это сформулировано в последнем документе, подписанном президентом («на усмотрение администрации» - читай, «никогда»). ќбщий бюджет таких выплат невелик – помнитс€, € читал статью, где говорилось, что все доплаты за ученые степени в стране сто€т меньше затрат на покраску скамеек в парках.

4. —ледует на законодательном уровне определить систему оплаты труда преподавателей университетов, принципиально изменив ее (сейчас базовый оклад профессора составл€ет около 5 тыс. рублей, остальное же – доплаты, завис€щие от решени€ администрации вуза, а не от конкретных результатов де€тельности преподавател€).

5. ƒолжна быть проведена инвентаризаци€ специальностей, по которым выпускаютс€ специалисты. ¬рем€ изменилось – ушла мода на юристов и экономистов, им в таком количестве уже некуда устраиватьс€. ј вот инженеров мало, а те, что есть, здорово отстали от мирового прогресса и сразу после вуза самосто€тельно работать не способны.

6. Ќужно создать государственную программу целевой поддержки передовых направлений науки и техники и соответствующих университетов, факультетов и кафедр, предусматривающую их оснащение оборудованием, необходимым не только дл€ учебного процесса, но и дл€ научно-исследовательских работ, без которых нормальна€ работа университетов невозможна.

Ѕорис ≈фремов

e-xecutive.ru

–убрики:  ѕсихологи€
ќбразование
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку