-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12276


¬ечно чужой, или “рудности адаптации

ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 09:25 + в цитатник

Ќова€ работа и коллектив, партнеры, деловые знакомства – это никогда не кончитс€. ¬ы обречены вечно чувствовать себ€ чужим!  ак справитьс€ с враждебностью к себе, преодолеть синдром новичка и влитьс€ в команду?

Ќовичкам приходитс€ несладко – нужно привыкать к офису, должности, функционалу, и при этом держать удар косых и часто недоброжелательных взгл€дов коллектива. » неважно, что вы уважаемый специалист, перешли на высокую позицию, ценный управленец и вообще в этом бизнесе уже больше дес€ти лет. Ќовичком может стать любой и во вс€кий период построени€ карьеры: если мы не делаем посто€нно что-то, чего раньше не умели, значит топчемс€ на месте или попросту деградируем. ќбучение, познание, стремление к новому – неотъемлемые составл€ющие роста и развити€. Ќо как быть с сопутствующим ощущением враждебности по отношению к себе со стороны, к примеру, нового коллектива?  аковы механизмы этой складывающейс€ помимо нашей воли конфронтации? „то делать с нарастающим неверием в собственные силы? E-xecutive.ru разбираетс€ в проблемах «новобранцев» карьерного фронта.

«—вои» и «чужие»

≈сли вернутьс€ к проблеме вливани€ в коллектив (любого масштаба и значимости), можно обнаружить корень обостренной ситуации между «новыми» и «старыми», «врагом» и «нашей» командой. ¬спомните к примеру, когда вы еще в детстве приходили в класс.  ак были расставлены силы? Ќовичкам приходилось хуже всего: их изучали исподволь, редко они сами шли на контакт, скорее ждали, что кто-то найдет в них что-то интересное, идентифицирует какие-либо поступки (внешность, фразы) как близкие и знакомые. “огда новенький мог быть прин€т в коллектив. „аще всего «узнаванием» занималс€ самый смелый – лидер, чьему мнению довер€ли и на чье решение полагались. ¬ противном случае, если вновь прибывший оказывались не таким, непохожим, выдел€ющимс€, он рисковал стать изгоем.

 атегории «свой» и «чужой» заложены сознание человека мифологией. —огласно принципам, бытующим долгие тыс€челети€, пространство, окружающее нас, делитс€ на свое, освоенное, и чужое, чуждое, профанное. ѕоследнее воспринималось как источник опасностей, и на переход в него накладывалс€ запрет. ѕотому и в наше современное врем€ вли€ние архетипа свой – чужой сохран€етс€ в контексте непри€ти€ нового, враждебности по отношению к нему. ≈сли переложить пон€ти€ мифологического сознани€ на карьерные термины, вновь прибывший сотрудник – немой, немец, он не знает €зыка коллектива, правил поведени€, особенностей взаимоотношени€, не понимает расстановку сил, кто в команде вожак, от чьего решени€ зависит его судьба, как определ€т его место в сообществе, помен€етс€ ли при этом положение дел. ѕроблемы чужака никого не волнуют, потому помочь в команде готовы только своим, проверенным. »нтересы новенького тоже игнорируютс€ в коллективе, поскольку никто еще не ощущает его место и приносимую пользу. „ужой значит враг, значит довер€ть ему не стоит, а обманывать – запросто.

„то делать новичку

«нание, кто есть кто в новом коллективе – никогда не будет лишним, даже если вас сразу же прин€ли с распростертыми объ€ти€ми. Ќужно понимать, к кому с какой просьбой обращатьс€, а к кому вообще лучше не подходить, чтобы не стать объектом беспричинного гнева. ¬озможно, первое врем€ в новом коллективе лучше вообще не выказывать свой неповторимый характер, чтобы не прослыть с первого дн€ изгоем. ¬се необычное и особенное в сложившейс€ команде может вызывать отторжение. ≈сли вернутьс€ к проблеме перехода из статуса «чужой» в статус «свой парень», то здесь есть три выхода:

1. —оздать у окружающих ощущени€ сходства с вами.   любому человеку можно найти свой ключик. ѕодстроитьс€ можно через внешний облик, манеру говорить, использу€ невербальные знаки. ¬р€д ли вы будете прин€ты на ура в коллективе строгих офисных дам, если придете на работу в первый день в рваных джинсах с растрепанным ирокезом и обвешанные пирсингом. Ќо и абсолютное копирование может быть восприн€то негативно или как насмешка.

2. Ѕыть представленным кем-либо в качестве своего. ѕомните, как в примере о школьных новичках? ѕроцесс вт€гивани€ в новый коллектив проходит намного легче, если среди этих настроенных враждебно «бывалых» находитс€ хоть один, с кем вы ранее были знакомы или можете обнаружить св€зующие факторы – общие интересы, учебное заведение, пристрасти€ в еде. ≈сли вы будете представлены в коллективе как свой, то и каждый из окружающих начнет искать черты сходства в вас и себе.

3. Ќаде€тьс€ на волю случа€. Ћюди станов€тс€ благосклонны к тем, кто сумел их выручить в сложившейс€ трудной ситуации, оказалс€ полезным. ƒействовал честно и пор€дочно, про€вил себ€ добрым и отзывчивым.

ќсновна€ проблема в рассматриваемом кейсе применительно к карьерным перипети€м в том, что процесс адаптации, который должен быть двусторонним, редко бывает таким. ¬ конфронтации свой-чужой прежде всего члены коллектива (а часто и работодатель) забывают, что не они выход€т во враждебный лес, обща€сь с новеньким, а прибывший сотрудник уже оказалс€ в самой глухой и непроходимой чаще компании. ј прибыл он сюда не как лазутчик из вражеского стана, а как новобранец, подмога, рабочие мозг и руки, способные в дальнейшем не раз выручить каждого и организацию в целом. ѕроблему прокомментировал участник —ообщества Ћеонид ƒорогой в одном из форумов на портале E-xecutive.ru: «“ипична€ ситуаци€ во многих компани€х: вы приходите в новый офис. ѕосле оформлени€ в отделе кадров, вы ищете свое рабочее место, которого как обычно нет.  омпьютер или ноутбук не успели заказать, а если это западна€ компани€, все еще необходимо согласовать и заказать онлайн самосто€тельно с официального корпоративного сайта. —ледующий момент – это логины, пароли доступа и необходимое программное обеспечение дл€ работы. ѕроцесс получени€ их может длитьс€ дн€ми, недел€ми и мес€цами. Ќо есть такие компании, в которых человек сразу же после оформлени€ в отделе кадров приходит на рабочее место, где все есть. ќн приступает к своим об€занност€м немедленно. ј иногда оформившись в первой половине дн€, после обеда уже летит в командировку. ¬се это зависит от работы хорошо скоординированной работы административных служб, HR, линейного менеджмента и IT-департамента. ¬ конечном итоге компании должны лидировать на рынке и получать прибыль, и все подразделени€ должны вносить свой вклад в общее дело».

 ак работодатель может облегчить жизнь новому сотруднику

»так, что должны сделать и что зачастую забывают сделать HR и руководство в компани€х перед приходом нового сотрудника?

«адача первостепенной важности – подготовить рабочее место. —пециалист должен понимать, за каким столом и каким компьютером ему нужно будет трудитьс€ на благо компании. ƒаже если это место переменное, как сейчас стало модно в крупных западных корпораци€х и московских офисах, сотруднику важно не чувствовать себ€ лишним, которого сгон€ют с места вс€кий раз те, кто считает себ€ старожилами.

—ледующий момент – оперативное введение новичка в курс дела. ’орошим подспорьем в этом процессе может послужить папка нового сотрудника, куда будут собраны все необходимые инструкции, регламентирующие документы, сведени€ о структуре компании и составе коллектива, возможно с указани€ми, к кому можно обратитьс€ и в каком случае. ¬ этом же перечне не лишними будут те кадровые документы, которые работнику нужно будет подписать в первые дни. ’ороший HR сможет продумать все до мелочей, предупредить возникающие вопросы новичка о начислении оклада, режиме работы и прочих технических тонкост€х, подготовив необходимые дл€ этого бумаги.

ќдин из самых важных этапов встречи нового сотрудника – знакомство с коллективом и выбор наставника. √лавна€ ошибка, которую часто совершает принимающа€ сторона – когда из новичка делают «медвед€», которого вод€т «по €рмарке» (офису), чтобы каждый мог знать, на кого в следующий раз косо посмотреть или ткнуть пальцем. Ћучше будет последовательно познакомить сотрудника с теми специалистами, с кем ему чаще всего доведетс€ взаимодействовать. » сделать это в комфортной обстановке – с каждым по отдельности, лучше в непосредственной близости к рабочему месту новобранца, чтобы он чувствовал себ€ уверенно. ¬ажно сделать акцент на том, чем каждый из коллег может быть полезен вновь прибывшему, с каким вопросом и к кому он может обратитьс€.

¬ыделить наставника каждому новичку может позволить себе не кажда€ компани€. ¬ таком случае хорошо бы настроить коллектив таким образом, чтобы каждый участник команды был готов и рад помочь и откликнутьс€ на вопросы нового сотрудника.  оллеги должны понимать, что просьбы новобранца – это не «бесполезные задачи», которые «отвлекают их от работы», а такой же будничный процесс функционировани€ организации, и что их советы – при€тна€ об€занность и непосредственный долг. ¬озможно, подспорьем станет пробное задание, куратором которого можно сделать кого-то из сотрудников.

„тобы вновь прибывший работник не приобрел синдром вечного новичка и через некоторое врем€ чувствовал себ€ частью одного общего дела и дружного коллектива, необходимо установить границы адаптации. Ќекие контрольные точки, в которые можно проверить, как идет процесс приобщени€ к сути бизнеса и функционированию компании в целом, насколько легче и пон€тней стали взаимоотношени€ между коллегами.

√алина ƒрагунE-xecutive.ru

http://www.e-xecutive.ru/

–убрики:  –абота
ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку