-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12277


ƒелай то, дл€ чего ты рожден / (J) –ациональность Ч »ррациональность (P)

¬торник, 18 ƒекабр€ 2012 г. 11:53 + в цитатник

„етвертое измерение типа личности соотноситс€ с тем, склонны мы к упор€доченному образу жизни (принимать решени€) или к более свободному (впитывать информацию). «десь мы тоже обнаружим серию различий в поведении представителей противоположных типов.

Ћюди, предпочитающие действовать на основании рассуждений (рационалы),стараютс€ вести размеренный образ жизни; лучше всего они чувствуют себ€ тогда, когда их жизнь организованна, а дела улажены. ƒл€ них свойственен рассудочный взгл€д на жизнь, им нравитс€ принимать решени€. ќни стрем€тс€ управл€ть жизнью, регулировать ее. “е же, кто склонен довер€тьс€ воспри€тию (иррационалы),стро€т свою жизнь на принципе стихийности, им нравитс€ гибкость, текучесть. ќни ориентированы на непосредственное воспри€тие и не отгораживаютс€ ни от каких возможностей. »ррационалы хот€т понимать жизнь, а не властвовать над ней.

–ационалы не об€зательно поверхностны (упр€мы); просто им нравитс€, когда проблемы решены. »ррационалы не об€зательно восприимчивы (проницательны); просто им нравитс€ впитывать имеющиес€ у них возможности.

¬ажное различие между рационалами и иррационалами состоит в вопросе о завершенности. ѕервые испытывают напр€жение, когда вопрос не закрыт. “€га к окончательному решению не отпускает их. Ќапротив, иррационалы чувствуют себ€ неуютно, когда что-то их подталкивает к прин€тию окончательного решени€; они избегают завершенности и предпочитают сохран€ть свободу выбора.

¬ обычной жизни мы все прибегаем как к рациональности, так и к иррациональности.  ак и в случа€х других преференций, нет таких людей, которые бы жестко придерживались только одной преференции. ѕолезно искать сбалансированности рациональности и иррациональности, поскольку рационалов подстерегает опасность приобрести излишнюю жесткость, негибкость, догматизм, тогда как иррационалы рискуют прот€нуть с решением важных вопросов до конца жизни.

 огда —инти€ (иррациональный тип) предложила местному книжному магазину свои услуги по составлению информационного бюллетен€, сотрудники были в восторге.  азалось, —инти€ буквально рождена дл€ такой работы: общительна, художественно одарена, имеет опыт работы по составлению информационных бюллетеней и к тому же знакома всем и каждому в округе. —инти€ засела за сбор статей и других важных данных. Ќо вот прошел мес€ц, а информационный бюллетень так и не по€вилс€.  огда у —интии потребовали объ€снений, она осталась невозмутимой. ќна сообщила, что к ней в гости приехала мать, один из детей приболел, к тому же один раз они с мужем уехали на выходные покататьс€ на лыжах, и она не сумела сделать столько, сколько рассчитывала. ƒа еще ей не удалось добыть некоторую необходимую дл€ работы информацию, дл€ чего ей нужно было св€затьс€ кое с кем по телефону, а пока не получаетс€. Ќо в конце концов —инти€ изготовила небольшой симпатичный бюллетень, и началс€ новый этап работы. ¬ течение шести мес€цев магазин выпустил два красивых, нетрадиционно составленных бюллетен€, которыми —инти€ весьма гордилась.

ј вот менеджер магазина, Ѕетси (рациональный тип), была вне себ€ от €рости. ќна рассчитывала, что бюллетень будет выходить первого числа каждого мес€ца, и в нем будет по€вл€тьс€ анонс планируемых меропри€тий. ћанера —интии работать просто выводила Ѕетси из себ€; в конце концов она решила сама зан€тьс€ бюллетенем. ѕолучить нужную информацию не составило никакого труда, а если какой-то материал, неважно, по какой причине, срывалс€, Ѕетси попросту публиковала бюллетень без этой статьи. ќна помещала в бюллетене строгие, профессиональные, порой сухие материалы, которые всегда выходили воврем€.

–ациональному типу нужен регламентированный, распланированный, структурированный мир, где существуют начало, середина и окончание. –ационалу важно контролировать все, что с ним происходит, и ему нравитс€ самому принимать решени€. –ациональные люди обычно вид€т мир в черно-белых тонах, а когда сталкиваютс€ с каким-то вопросом, то дают на него либо один четкий ответ, либо пр€мо противоположный. »м легче дышитс€, когда вопросы решены, чем когда они вис€т в воздухе, причем даже в тех случа€х, когда окончательное решение от них не зависит! ≈ще один штрих: люди рационального типа не так хорошо адаптируютс€ и не в восторге от сюрпризов.

Ћюди иррационального типа предпочитают видеть мир изменчивым, представл€ющим множество вариантов дл€ спонтанного выбора. „етка€ структура св€зывает их. —вободное плавание — вот что им нужно. »ррациональные люди с удовольствием адаптируютс€ к новому, к переменам, а решени€ откладывают до последнего момента. ќни оставл€ют вопросы открытыми до той поры, пока терпит ситуаци€. “акие люди вид€т полутона и приветствуют все неожиданное едва ли не в любых сферах жизни.

ƒжефф и Ёми решили, что пришла, наконец, пора подумать об отпуске и отправились в магазин спортивных товаров, чтобы купить велосипеды. »ррационал ƒжефф отыскал продавца и в течение получаса задал ему сотню вопросов. ќн не мог решить, какой велосипед подойдет ему лучше всего, и расспрашивал о правилах возврата товара. Ќаконец ƒжефф вышел, сказав, что ему необходимо обдумать, как поступить.

ќн двинулс€ домой, но остановилс€ у двух других спортивных магазинов, чтобы «кое-что узнать».

“ем временем рациональна€ Ёми бегло огл€дела выставленные велосипеды, затем подошла к продавцу и спросила: « акой велосипед вы порекомендуете?» ѕродавец показал ей тот, который пользовалс€ спросом. Ёми сказала: «’орошо. я беру его».

Ќа работе между людьми этих двух типов могут возникать конфликты, в особенности, когда они вместе оказываютс€ под давлением. ѕоэтому каждому человеку полезно знать преференции другого. —ознание того, что сама природа заставл€ет людей действовать по-разному, поможет вам не только спокойнее реагировать на чье-то раздражающее поведение, но и предвидеть, как поступит ваш партнер.

»рен и —юзанна вместе работают в отделе обучени€ персонала. »м было поручено разработать программу однодневного семинара дл€ менеджеров. ќбеим женщинам не раз приходилось готовить такие программы в одиночку, а вот работать вместе им предсто€ло впервые. ќни разделили между собой части программы: иррациональна€ »рен откроет семинар в 8:00, сделает тридцатиминутное вступление, после чего рациональна€ —юзанна проведет первую часть, котора€ продлитс€ полтора часа, а в 10:00 будет объ€влен утренний перерыв.

Ќастал день семинара. ¬ восемь часов стало €сно, что семеро из двадцати п€ти участников семинара не прибыли. —юзанна хотела начинать, не дожида€сь опаздывающих, но »рен решила подождать, пока €в€тс€ все. ∆дать пришлось около п€тнадцати минут. ¬ ходе выступлени€ »рен несколько человек пожелали задать вопросы. —юзанна попыталась дипломатично дать пон€ть, что большинство вопросов сниметс€ само собой в течение дн€, но »рен решила, что важно дать разъ€снени€ немедленно. »рен закончила в 9:00; это означало, что —юзанна должна была уложитьс€ за час вместо полутора. ќна провела свою часть очень торопливо, едва успев упом€нуть обо всех предполагавшихс€ моментах.  огда пришло врем€ перерыва, —юзанна чувствовала сильное напр€жение и усталость.

¬о врем€ перерыва рассерженна€ —юзанна подошла к »рен и высказала ей все, что думала о ее поведении. јтмосфера накалилась. —юзанна обвинила »рен в безответственности. ќна заметила, что из-за неумелой организации семинара она была вынуждена скомкать весь материал. ќна добавила, что нелепо заставл€ть восемнадцать человек, пришедших воврем€, ждать семерых опоздавших.   тому же из-за этого ей пришлось выгл€деть смешно, когда она судорожно листала свои записи. ≈й не удалось провести свою часть эффективно, и очень обидно, что тщательна€ подготовка пошла насмарку без вс€кой причины.

»рен сочла реакцию —юзанны чрезмерно острой и ответила в очень жестком тоне. —ама она была уверена, что вполне нормально ждать, когда отсутствует треть слушателей.  роме того, по ее мнению, вопросы участников — обыкновенна€, неотъемлема€ часть учебного меропри€ти€. —воевременные ответы на вопросы помогут установить нужный контакт на весь день. »рен также не понравилось, что —юзанна попыталась остановить ее, когда она стала отвечать, поскольку она посчитала, что тем самым —юзанна уронила ее авторитет перед группой.

ѕоскольку женщинам еще предсто€ло работать вместе целый день, они в конце концов осознали, что разумнее всего было бы урегулировать взаимоотношени€. »рен пообещала внимательнее следить за временем, но за€вила, что контакт с аудиторией все-таки необходим. —юзанна сказала, что постараетс€ быть более терпимой, но оставл€ет за собой право при необходимости напомнить »рен о том, что ее врем€ на исходе.   счастью, больше в тот день непри€тных инцидентов не было.

ќдним из признаков, помогающих установить вашу преференцию, может стать внешний вид вашего рабочего стола. ќбычно (но не всегда)стол человека рационального типа выгл€дит довольно аккуратно. Ќа нем сто€т стаканчики дл€ карандашей, блокноты и так далее. Ёти предметы наход€тс€ на своих местах, во вс€ком случае, в начале и в конце рабочего дн€. Ќа столе у рационалов есть кюветы дл€ документов, с которыми необходимо ознакомитьс€, и другие кюветы — дл€ тех, которые предстоит обработать. ¬ажнейшие документы подшиты в папки, которые располагаютс€ так, что их легко найти. Ќа столе человека рационального типа нередко можно увидеть перечень дел на день, в котором в конце рабочего дн€ все или почти все пункты вычеркнуты.

–абочее место человека иррационального типа часто (но не всегда)значительно менее организовано. Ќа нем можно увидеть сразу несколько папок, над которыми он работает «сейчас», письма, на которые требуетс€ ответить, безделушки и — пожалуй, самый красноречивый признак — стопка или стопки бумаг («ну, это пока»).  огда хоз€ина такого кабинета упрекают в беспор€дке, он обычно оправдываетс€ тем, что сам всегда может найти что угодно и сразу (но не сообщает, сколько времени у него на это уходит!).

—осто€ние вашего стола (возможно, также и шкафа, портфел€, салона автомобил€) отражает стиль работы вашего разума. ѕредположим, представители обоих типов получают приглашение на конференцию, котора€ должна состо€тьс€ через четыре мес€ца. „еловек рационального склада, веро€тнее всего, поступит так:

1) просто выбросит приглашение, поскольку уже был на такой конференции в прошлом году или уже прин€л на себ€ другие об€зательства;

2) заполнит за€вку на участие, выпишет чек на сумму, равную регистрационному взносу, и вышлет оба документа;

3) передаст полученное приглашение тому, кого оно, возможно, заинтересует.

„еловек рационального склада примет решение и не станет держать приглашение на своем столе.

„еловек иррационального склада, веро€тно, поведет себ€ совершенно по-другому. ¬о-первых, четыре мес€ца — срок долгий, за это врем€ многое может случитьс€, может быть, по€в€тс€ лучшие перспективы. ¬ общем, решать пока рано. ѕон€тно, надо бы убрать приглашение в папку, но в этом случае о нем легко забыть. ѕоэтому наш герой откладывает бумагу в стопку «это пока», громозд€щуюс€ у него на столе. ≈сли приглашение не €вл€етс€ чрезвычайно важным, оно затер€етс€ в стопке, где будет обнаружено после истечени€ срока регистрации (а то и после окончани€ конференции). „еловек иррационального типа не принимает решени€. » вопрос откладываетс€ в сторону до того времени, когда принимать решение уже поздно.

” каждого из нас есть дела, которые «надо сделать» или «это пока». Ќичего удивительного здесь нет. Ќо у человека иррационального склада все множество дел называетс€ «надо подумать». » весьма возможно, что впоследствии такой человек вспомнит, что упустил какие-то возможности из-за того, что отложил решение слишком надолго.

¬ —Ўј 60% населени€ относ€тс€ к рациональному типу, а 40% — к иррациональному. –азличий по полу здесь нет.

 

–ационалы

»ррационалы

„увствуют себ€ лучше всего, когда решени€ уже прин€ты

„увствуют себ€ лучше всего, когда перед ними открыт выбор

»споведуют «рабочую этику»: делу врем€ — потехе час (если он есть)

»споведуют «игровую этику»: работа не волк, в лес не убежит

—тав€т перед собой цели и труд€тс€ дл€ того, чтобы достичь их воврем€

¬идоизмен€ют свои цели по мере поступлени€ новой информации

ѕредпочитают знать прин€тые правила игры

Ћюб€т адаптироватьс€ к новым услови€м

ќриентированы на результат (т. е. выполнение задачи)

ќриентированы на процесс (как именно они выполн€ют задачу)

ѕолучают удовлетворение при завершении проектов

ѕолучают удовольствие, начина€ проект

—мотр€т на врем€ как на ограниченный ресурс и принимают всерьез установленные сроки

—мотр€т на врем€ как на возобновл€емый ресурс и считают установленные сроки эластичными

 

–аздумыва€ о том, какую преференцию избрать, не забывайте, что нередко мы действуем под давлением обсто€тельств, которые вовсе не об€зательно отвечают нашему природному складу. ћногие из нас во многих ситуаци€х вынуждены действовать по рациональному сценарию, в особенности на работе. —ерьезна€ работа требует своевременного по€влени€ на рабочем месте, соблюдени€ установленных сроков, прин€ти€ множества решений. Ѕолее того, чем больше факторов вли€ет на вашу частную жизнь, тем труднее определить, что же такое «вы подлинный». ¬ этом случае постарайтесь определить с нужной дистанции, какой была бы ваша преференци€, если бы вы были вольны заниматьс€ тем, чем хотите.

ћы вновь просим вас указать, какое место в континууме вы отводите себе.

(J) –ациональность __________ »ррациональность (P)

 

»так, выбрав дл€ себ€ преференции по всем четырем пунктам, впишите в следующей строке соответствующие буквы.

__________

≈ или I, Sили N, “ или F, Jили –

ќЅќ«Ќј„≈Ќ»я

E— Ёкстраверси€ (Extraverted)

S — —енсорика(Sensing)

T — Ћогика(Thinking)

J— –ациональность (Judging)

I — »нтроверси€(Introverted)

N — »нтуици€(Intuitive)

F — Ётика(Feeling)

P— »ррациональность (Perceiving)

Ќаши поздравлени€! ѕрислушавшись к нашим советам, вы, весьма веро€тно, определили ваш собственный тип личности. Ќо дл€ того, чтобы убедитьс€ в том, что ваш тип личности определен правильно, вам следует сделать еще один шаг; назовем его «подтверждением».

–убрики:  ѕсихологи€/ƒелай то, дл€ чего ты рожден
ѕол “айгер, Ѕарбара Ѕэррон-“айгер - ƒелай то, дл€ чего ты рожден (Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger "Do What You Are", 3rd ed., 2001)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку