-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12277


¬ысокий уровень знаний Ч плюс или минус специалиста?

ѕ€тница, 05 ќкт€бр€ 2012 г. 13:40 + в цитатник

 

Ќа первый взгл€д, работник-всезнайка — мечта любой компании. ќн многое умеет, легко разбираетс€ в любом вопросе и порой один выполн€ет функции целого отдела. “олько почему-то многие работодатели не в восторге от слишком умных сотрудников. —тоит ли демонстрировать собственную интеллектуальность? » может ли компетентность обернутьс€ против специалиста?
 
’орошо или плохо?
 
¬еро€тно, в каждой компании есть сотрудник, который умеет и знает больше других, — своеобразна€ «звезда». Ќапример, это менеджер по продажам, умудрившийс€ собрать огромную базу клиентов, которые желают сотрудничать только с ним. »ли помощник руководител€, одаренный способностью всегда быть в нужном месте в нужное врем€ и виртуозно выполн€ющий любые поручени€.
–аботодатели по-разному относ€тс€ к одаренным сотрудникам. ѕо словам –озы Ћариной, консультанта по подбору персонала направлени€ «“Ќѕ: продажи и маркетинг» кадрового холдинга јЌ ќ–, все зависит от целей, которые заложены в стратегии развити€ компании.
 
→«≈сли это экспанси€ либо завоевание рынка, то, конечно, многопрофильные знани€ будут большим плюсом и дл€ сотрудника, и дл€ компании. Ўирокий кругозор и навыки в различных, не всегда св€занных с должностной инструкцией, област€х об€зательно пригод€тс€. ѕотому что компании, наход€щиес€ в стадии активного развити€, приветствуют многофункциональность. Ѕолее того, наличие навыков не только, например, в продажах, но также в аналитике и логистике, и умение их примен€ть позвол€т довольно быстро подн€тьс€ по карьерной лестнице в такого рода компани€х», — считает эксперт.
→«Ќа наш взгл€д, знани€ сотрудника €вл€ютс€ его самым главным активом и конкурентным преимуществом.  ак правило, кажда€ уважаема€ компани€ пытаетс€ привлечь самых €рких и умных специалистов. ¬о многих организаци€х у одаренных сотрудников свой путь развити€, их часто называют Hi-Po (High Potential). Ќа таких людей делают особые ставки, их готов€т к управленческим должност€м», — говорит ќльга ≈мель€нова, руководитель департамента «‘инансы и бухгалтери€» Michael Page International.
ќднако одаренный сотрудник может и «поколебать» общий стабильный уровень работы компании.
→«—отрудник, переросший свои функции, требующий карьерного роста и развивающийс€ по схеме "больше, выше, сильнее", — это головна€ боль дл€ руководства, если нет возможности включить его в кадровый резерв или если в компании нет вакантных позиций. — высококвалифицированным специалистом менеджеру всегда стоит быть ювелиром и посто€нно решать, чем загрузить этот "светлый ум", какие задачи и цели ставить, какие участки работы ему делегировать, чтобы "звезда" не была демотивирована, эмоционально не выгорела и продолжала расти вширь и ввысь», — комментирует Ќадежда —т€жкина , консультант по поиску и подбору персонала, холдинг «»мпери€  адров».
–асхожее выражение «горе от ума» бытует не зр€. »ногда чрезмерна€ компетентность легко может обернутьс€ против специалиста: во-первых, если в компании отсутствует возможность развити€ (в карьерном или профессиональном плане), то невостребованные знани€ и умени€ быстро «сожгут» одаренного сотрудника. ¬о-вторых, роль «человека-оркестра», работающего за троих, порой грозит эксплуатацией со стороны работодател€. » в-третьих, «умники» не застрахованы от «звездной» болезни — недуга, который в коллективе €вно не приветствуетс€.
→«ќбернутьс€ против специалиста знани€ могут в том случае, если он вместо выполнени€ пр€мых об€занностей, к примеру, начнет настойчиво указывать на недостатки в работе коллегам из других отделов и нав€зчиво советовать, как и что нужно делать иначе. — другой стороны, инициативы и рационализаторские предложени€, как правило, приветствуютс€, если их разработкой сотрудник занимаетс€ в свободное от работы врем€, с одобрени€ руководства, и за ними стоит желание действительно оптимизировать работу, а не просто раскритиковать других сотрудников», — добавл€ет –оза Ћарина.
 
ƒруга€ сторона медали
 
Ќекоторые работодатели не приветствуют наличие в коллективе чересчур умных сотрудников. ѕочему?
→«"—лишком умные" — это риск дл€ вышесто€щих потер€ть работу, потому как есть кто-то "быстрее, выше и сильнее". "—лишком умные" — это и угроза бизнесу, у которого они могут увести клиентов, поставщиков, долю рынка, открыв свое дело», — замечает Ќадежда —т€жкина.
→«Ќе люб€т, потому что таким сотрудникам нужно хорошо платить и обеспечивать правильное развитие.  ак правило, не все компании готовы на это пойти, и тут по€вл€етс€ конфликт интересов. –аботодатель хочет, чтобы сотрудник работал на одной должности несколько лет, а специалисту хочетс€ идти дальше по карьерной лестнице», — добавл€ет ќльга ≈мель€нова.
 роме того, если такой сотрудник действительно ценен, то его уход из компании может иметь плачевные последстви€ дл€ бизнеса. ј если работник еще и многофункционален, то его придетс€ замен€ть несколькими специалистами, что, соответственно, приведет к растратам.
→«Ќелюбовь к "слишком умным" — это вообще некотора€ часть российского менталитета: мы умил€емс€ »ванам-дурачкам, хвастаемс€ богатыр€ми и гени€ми из народа, но в конкретном коллективе конкретной компании "слишком умный" — это отнюдь не двигатель прогресса и пример дл€ подражани€, а объект нелюбви и зависти. Ќа «ападе же есть целые корпорации, состо€щие из "слишком умных", где звезды обгон€ют звезд, где ординарность — почти порок, а сотрудник, который за год работы не обучилс€ чему-то новому, не прошел тренинги, не получил дополнительное образование — первый кандидат на увольнение», — резюмирует Ќадежда —т€жкина.
 
ѕарад талантов
 
ќднако несмотр€ на вышеизложенные суждени€, в профессионалах заинтересован каждый работодатель. » грамотный руководитель вр€д ли будет безвозмездно использовать знани€ сотрудника.
Ќадежда —т€жкина говорит, что от угрозы эксплуатации со стороны работодател€ мало кто застрахован. ќднако не стоит этого бо€тьс€. «Ёто отнюдь не всегда случаетс€, к тому же, если вы себ€ зарекомендуете на новых участках работы, работодателю будет €сна ваша ценность и ваш promotion будет не за горами», — утверждает эксперт.
ѕоэтому скрывать собственную компетентность не имеет смысла.  ак, например, сотрудник компании X, который прекрасно умеет пользоватьс€ определенной компьютерной программой (навык, который очень пригодилс€ бы компании), но скрывает этот факт, боитс€, что придетс€ выполн€ть дополнительную бесплатную работу. ѕр€тать знани€ — глупо. ¬озможно, именно они станут фундаментом в построении карьеры.
ƒругой вопрос — должен ли работодатель доплачивать за ум? » нужно ли просить, например, премию или прибавку к зарплате, если сотрудник делает все лучше и быстрее других и при этом выполн€ет об€занности, выход€щие за рамки его должностной инструкции?
→«—тоит, если работодатель сможет адекватно оценить работу этого сотрудника и если это не сам работодатель возложил все об€занности на работника без обещани€ прибавки. ¬ конце концов, не уважать свой труд и не ценить его — это плоха€ черта. Ѕезусловно, разговор о прибавке нужно вести с холодным умом, показыва€ работодателю, каковы будут его выгоды. Ќе стоит сыпать обвинени€ми. ¬се должно быть преподнесено в позитивном русле, в достижени€х как самого сотрудника, так и бизнеса в целом», — говорит Ќадежда —т€жкина.
→«ќтвет на этот вопрос зависит от массы факторов: ваших целей, размера компании, корпоративной культуры, сложившихс€ у вашего работодател€ традиций и рынка труда. ≈сли вы хотите сделать карьеру, то это требует больших инвестиций вашего времени, сил и готовности выполн€ть больше об€занностей за ту же зарплату, доказыва€ тем самым преданность компании и свою мотивацию. ¬ то же врем€, если вы — уже состо€вшийс€ специалист и работаете, например, в небольшой компании, то ваша многофункциональность будет полезной. –аботодатель быстро поймет, что сэкономит, не нанима€ дополнительного специалиста. √лавное при этом — суметь "продать" свои новые функции и не получить их в нагрузку бесплатно», — считает –оза Ћарина.
 
ѕринципы симбиоза
 
≈стественно, что во взаимодействии «работодатель — одаренный сотрудник» каждый придерживаетс€ собственных интересов. Ќо главный принцип сосуществовани€ руководител€ и «умника» — уметь договариватьс€ и прилагать все силы, чтобы понимать потребности друг друга.
ќльга ≈мель€нова считает, что работодател€м необходимо развивать сотрудников, проводить тренинги и обеспечивать специалистов возможност€ми своевременного карьерного роста.
Ќадежда —т€жкина рекомендует сотрудничать: «Ќужно уметь анализировать бизнес и понимать его потребности. ≈сли на данном этапе развити€ компании дл€ рывка и стремительного развити€ нужны "звезды" — нужно этим сотрудникам создавать необходимые услови€ и способствовать их развитию; если компании нужна стабильность и посто€нство — "звезды" будут лишь подрывать эту стабильность, им будет тесно и они будут демотивированы».
„еловеческий капитал — один из важнейших факторов успешной работы компании. » если отказатьс€ от компетентных и знающих специалистов, набрав в команду таких, которых можно заменить в любой момент, — вр€д ли бизнес будет ширитьс€ и развиватьс€.
¬ свою очередь, работник, по словам Ќадежды —т€жкиной, если он действительно умный, должен чувствовать врем€ и место, когда его амбиции уместны, должен всегда развиватьс€ и в любом случае заниматьс€ своим профессиональным и личностным ростом.
 
–убрики:  –абота
ѕсихологи€
ќбразование



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку