-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12276


Я б в "любимчики" пошел! Пусть меня научат!

Пятница, 27 Июля 2012 г. 13:13 + в цитатник

 

Многим из нас хочется оказывать влияние на руководителя и, как следствие, иметь определенные поблажки и статусность. Какие типы людей, по мнению психологов, имеют больше шансов выбиться в "любимчики" начальства, но главное - чем опасен этот статус?

Кто такие «любимчики»?

«В любой организации есть стоящие перед ней задачи, а есть отношения между сотрудниками. Если человек стремится попасть в любимчики начальника, значит, он хочет получить некую фору в сфере отношений, — рассуждает психолог, Татьяна Мужицкая. — Что в этом может быть хорошего? Например, позвонить и сказать: „Николай Иваныч, не могу приехать на работу сегодня к десяти — задержусь на час“. Конечно, такие привилегии можно получить, только имея хорошие отношения с руководством».

Быть любимчиком — значит демонстрировать особый статус неофициальной правой руки «главного».

Следующее важное преимущество — влияние в коллективе, но эта мотивация работает как на пользу, так и во вред. С одной стороны, человек и правда получает особые льготы и возможности, но с другой — начальство может вызвать его к себе и «по дружбе» попросить поработать сверхурочно или на выходных. С таким предложением вряд ли возможно обратиться к тем, кто знает свои права, прописанные в Трудовом кодексе, поэтому ставка делается на «приближенных». И отказаться не получится: если помогают тебе — будь добр, и ты помогай, иначе твое место фаворита могу занять другие. В этом плане все зыбко: сегодня ты протеже, а завтра, после пары осечек, не просто сотрудник, а изгой.

Быть любимчиком — значит демонстрировать особый статус неофициальной правой руки «главного». Когда, допустим, в коллективе все знают, что заместитель руководителя — Саша Иванов, но его настоящее доверенное лицо — Илья Петров. «И вроде бы все прекрасно и здорово, но ровно до того момента, как Петров не задастся вопросом: „А почему я, правая рука, получаю столько же, сколько остальные? Хочу быть замом!“ — поясняет Татьяна. — Однако это совершенно разные вещи. Отношения отношениями, но реальная работа может оказаться любимчику не по плечу». Если же что-то делать или выполнять некоторые функции якобы бескорыстно, а потом просить за это должность или дополнительные деньги, можно спровоцировать серьезные конфликты. До тех пор пока любимчик или стремящийся занять эту позицию человек играет на оси отношений, руководитель чувствует себя относительно спокойно. Многим льстит подобострастие — таким образом они удовлетворяют стимул к власти. И для многих людей стремиться к роли «незаменимого», «правой руки», «советчика» — это тоже нормально. Но как только надо будет переводить отношения в задачи, в деньги, то все станет не таким очевидным, как кажется.

А зачем нужна любовь?

Существует еще один мотив, который движет людей к статусу любимчика, и распространен он среди особой категории сотрудников — «достиженцев». Они работают на свое развитие, самосовершенствование, а руководитель для них часто выступает в роли суперспециалиста. Такие люди ожидают, что если он их похвалит — значит, они очень выросли в профессиональном плане. «Они будут лезть из кожи вон и работать сверхурочно, чтобы получить от него благодарность и признание. — комментирует Татьяна. — Есть руководители, которые могут таких работников направлять, а есть и те, которые ими очень злостно манипулируют, не давая ожидаемого одобрения. Недостаточно хорошо делаешь? Делай еще лучше, старайся — тогда, может, и отмечу. И человек иногда доводит себя до нервного срыва, пока кто-то со стороны не покажет ему, что он и так лучший — просто сам не понимает этого».

Но мудрый руководитель такого сотрудника с помощью похвалы может сделать первоклассным специалистом. При этом важно, постоянно выделяя, хваля кого-либо, не настроить против него остальной коллектив, поскольку сотрудники всегда очень ревностно относятся к достижениям коллег.

Татьяна Мужицкая приводит пример из жизни. Журналист Сергей Краско перешел работать из ежедневной газеты в интернет-агентство. Имея массу полезных контактов, он оперативно собрал материал, за 20 минут написал его и сдал. Руководитель поставил его в пример и отругал других сотрудников. Те, кому так хорошо жилось до прихода Сергея, устроили ему «темную» и поставили условие: или ты работаешь, как мы, или такую жизнь обеспечим, что мало не покажется — одним словом, решили его всеми силами выживать. Но человек привык работать в таком темпе: он не заигрывал перед начальством, а работал по привычке и сильно выделялся на фоне производственных показателей.

Фаворитизм может быть использован и для того, чтобы подобраться к ресурсу. Некоторые люди втираются в доверие к руководителю, чтобы, например, подружиться через его голову с более высокопоставленным лицом. Это карьерные манипуляции с мотивом власти. «Совет следующий: если хотите стать любимчиком, то сначала разберитесь, зачем вам это надо: обозначьте цели по отношениям и цели по задачам. Как только вы это поймете, то имейте еще минимум два варианта в запасе, как достичь желаемого, не стремясь всеми силами стать фаворитом. И только после этого действуйте. Но если у вас только один вариант, и вы непременно хотите ради достижения цели выбиться в любимчики, не стоит этого делать — это очень опасно. Вы можете иметь все и в один день все потерять», — предупреждает Татьяна.

Если руководитель берет кого-то под свое крыло и опеку, надо понимать, что изначально это манипулятивные отношения.

«Одно дело, когда речь идет о результативном, высокоэффективном сотруднике. Условно его можно назвать любимчиком — начальство его выделяет, но в то же время данный работник берет на себя больше ответственности: он продвигается, развивается, решает больше вопросов, у него добавляются полномочия», — рассуждает директор по персоналу компании«Балчуг» Геннадий Самойленко. Быть же любимчиком просто по симпатии руководителя — это не так просто и завидно, как кажется на первый взгляд. Это и оценка коллектива, и постоянный страх за свое положение — стремление упрочить свои позиции. Таким людям, как правило, некомфортно психологически: внутри себя они понимают, что их время может закончиться в любой момент. Как говорится, от любви до ненависти один шаг».

Завидуя любимцу начальника (тем более если он ничем не лучше других по своим профессиональным качествам — это вообще самое уязвимое место), коллеги начинают ставить ему палки в колеса, открыто или косвенно протестуют против такого явления в компании. В данном случае лишь вопрос времени, насколько долго он задержится на этой работе. «Не советую становиться любимчиками, так как надо зарабатывать репутацию профессиональными достижениями. Есть четкая основа, которую понимают и другие люди: выделение дополнительных полномочных ресурсов происходит из-за дополнительных результатов, которые получил этот человек», — резюмирует Геннадий.

Бизнес-консультант, психолог Светлана Булгакова советует уходить из компании, где отношения между подчиненными и руководством строятся по принципу «любимчик-нелюбимчик». По ее словам, это происходит из-за невысокого уровня развития управленца, когда он стремится вносить эмоциональность в отношения, компенсируют свои недостатки (зачастую и отсутствие профессионального опыта), чтобы создать себе искусственную любовь, восхищение любимчиков. «Это создание так называемых „липучек“. Руководитель же должен самоутверждаться не за счет фаворитов или свиты, которая его окружает и хлопает, а за счет работы, профессионализма, захвата рынка, роста продаж, доходов, достижения целей», — говорит Светлана.

Если руководитель берет кого-то под свое крыло и опеку, надо понимать, что изначально это манипулятивные отношения. Все зависит от того, кто провоцирует эту дружбу: если начальник, значит, он ищет себе информатора (чтобы собирать информацию о компании в целом и себе в частности), агента влияния, неформального лидера — словом, того, кто будет влиять на коллектив по научению «сверху». Либо с помощью свиты обремененный властью человек хочет обрести популярность любой ценой. «Ищущему любимчиков или набивающемуся на данную роль это зачем-то выгодно. Если вы стали дружить с человеком, когда он уже был начальником, это неотделимая часть его и вашей истории на тот момент», — констатирует Светлана.

Если вы просто стремитесь сделать карьеру, тогда и подходите к роли любимчика с мыслью, что обеспечиваете свое будущее. Многие психологи адекватно воспринимают пусть и циничную, но четкую позицию, что дружба с начальником — это одна из ступеней на пути вверх. Такова жизнь.

По другую сторону

Что же делать, если руководство, напротив, невзлюбило вас? Все мы люди, и начальнику может кто-то не нравиться, просто исходя из чистого субъективизма. В этом случае подчиненному надо качественно и эффективно работать и обращать на это внимание при сдаче отчетов.

Как пример, в один из обычных рабочих дней Анна Пышкина заметила, что руководитель постоянно начал делать ей относящиеся к работе замечания, высказывать недовольство ее поведением. «У меня большой профессиональный и жизненный опыт, я всегда точно понимала, где кончаются мои компетенции, компетенции руководителя и где начинаются психологические „наезды“, мешающие делу эмоции, — рассказывает Анна. — И если я видела, что обвинение несправедливо, то советовала обратить внимание на такие-то моменты и приводила факты. Изменилась ли сейчас ситуация? Нет. Это психологически тяжело и изматывает, когда ты должен постоянно проверять, прикрыты ли у тебя все уязвимые места. Но если добросовестно выполняешь свою работу, то терять нечего». Анна рекомендует абстрагироваться от эмоций и всегда апеллировать к фактам. Начальник часто пытался обвинить ее в грехах прилюдно, чтобы добиться большего эффекта и задеть перед коллективом. Но если точно так же прилюдно обозначить свою позицию, не нападая на руководителя, а четко и аргументировано приводя реальные факты и свои действия, то окружающие сами сделают выводы. В этом случае как раз таки сотрудники скорее всего встанут на позицию подчиненного, а не начальника, и он почувствует это. Бороться же против всего коллектива будет бесполезно. «В какой-то момент „наезды“ на меня прекратились. Отношения с начальником лучше не стали, но я смогла нормально работать — этого было достаточно. Зато я почувствовала, что меня очень поддержал коллектив, что он был на моей стороне», — заключает Анна.

Если вы просто стремитесь сделать карьеру, тогда и подходите к роли любимчика с мыслью, что обеспечиваете свое будущее.

В случае если в ранг «нелюбимчиков» вы перекочевали, совершив ошибку — в профессиональном плане или же дисциплинарного характера, то ее следует признать перед начальством и завоевать его прощение. «Надо смотреть каждую ситуацию отдельно. Если правильно понять мотив руководства, то можно принимать корректирующие действия. Если категорически не понравился руководителю с самых первых дней — лучше менять работу. Если же опала на почве конфликта, то его надо решить, найти какой-то выход», — высказывает мнение менеджер по персоналу компании «Балчуг» Ольга Рахнина.

У каждого сотрудника есть свои внутренние клиенты, которых он обслуживает. «Если, например, вы менеджер по продажам, то должны сделать то, что понравится вашему руководителю. Не готовы к этому? Тогда меняйте компанию. Зачем тратить лучшие годы своей жизни, работая там, где некомфортно, — убежден президент корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгиз Валинуров. — Если вы понимаете, что культура этой компании вам подходит, вы выкладываетесь и вас ценят, поддерживают, платят бонусы, то в свою очередь должны ценить руководство. Если же этого не происходит, то нужно искать другие варианты».

Если вы целенаправленно или же волей случая попали в милость к руководителю — это может выглядеть в глазах коллег как подхалимство. Лучший и самый оптимальный вариант — стать признанным профи сразу для нескольких человек, чтобы они вас действительно ценили, потому что в ситуации с кем-то одним появляются большие вопросы и сплетни. Если же вас недолюбливают, то нужно понять, с чем это связано. Не хватает навыков и опыта? Выход один — развивать свой профессионализм и навыки коммуникаций. Сделать это можно, обратившись за помощью к руководителю или коллегам и честно сказав: «Мне хочется работать в этом коллективе, с этим руководством и в этой компании, но не хватает некоторых навыков. Подскажите, как их лучше развить, кто поможет советом или примером?» Такая открытая и честная позиция всегда получит соответствующий отклик.

http://planetahr.ru/publication/5030/

Рубрики:  Работа
Психология



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку