-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Владимир Химаныч: «Отсутствие компьютерной грамотности — все равно что неумение читать и писать»

Вторник, 03 Июля 2012 г. 14:17 + в цитатник

 

В XXI веке умение работать с ПК — обязательный навык, которым кандидат должен обладать, чтобы быть принятым в компанию. В противном случае он становится неконкурентоспособным на рынке. О необходимости владения хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности, а также об IT-компетенциях работника читателям портала Rabota.ru рассказал Владимир Химаныч, директор по персоналу Microsoft в России.

Справка о компании: Microsoft — мировой лидер в сфере информационных технологий. Это одна из крупнейших глобальных корпораций, с представительствами более чем в 112 странах мира и 90,4 тыс. сотрудников. Бренд Microsoft один из самых сильных и дорогих в мире — согласно исследованию Best Global Brands 2010, его ценность составляет более 60 млрд долларов.
 
В 1989 году Microsoft начала прямые операции в СССР и провела в Москве две конференции для разработчиков. А уже в 1992 году компания открыла свое представительство в России. В конце 2010 года в рамках сотрудничества с Фондом «Сколково» компания объявила о создании Фонда посевного финансирования Microsoft, призванного оказывать прямую финансовую поддержку российским стартапам в области программного обеспечения и интернет-услуг.
 
10 лет назад Microsoft открыла свой первый региональный офис. Сегодня компания представлена на всей территории страны и имеет офисы и представительства в 70 городах, а количество региональных сотрудников за эти годы выросло в 25 раз. Десятилетие присутствия в регионах было отмечено такими важными событиями, как, например, открытие второго в России Технологического центра Microsoft в Новосибирске, выход Windows 7 и Office 2010 на татарском языке в Татарстане.

Владимир, расскажите, пожалуйста, что стоит понимать под IT-компетенциями?
 
Говоря о компетенциях, мы говорим о тех факторах, на основании которых мы либо принимаем решение о приеме сотрудника на работу, либо оцениваем сотрудников по результатам работы. Если говорить про IT-компетенции, то они зависят от позиции, на которую человек претендует. В случае компании Microsoft — это знание рынка IT, продуктов, компаний, которые работают на этом рынке, то есть наших конкурентов и партнеров. Если говорить о компетенциях технического плана, то это владение программами тех продуктовых линеек, которые представлены на рынке IT и телеком.
 
Поддаются ли эти компетенции измерению? По каким параметрам можно их оценить?
 
Конечно, любая компетенция поддается оценке. Для этого существует своя система, без которой невозможно оценить качество работы. В нашем случае компетенции можно разделить на три категории: базовые, продвинутые и экспертные. Соответственно, мы оцениваем сотрудников, исходя из такого подхода.
 
Как осуществляется оценка в компании Microsoft? Каким образом Вы определяете компетенции кандидата?
 
Компетентность соискателя мы определяем на основе многочисленных собеседований при приеме на работу, а также тестирования, если это предполагает позиция. Сотрудники компании, которые проводят собеседования, являются экспертами в интересующей кандидата сфере деятельности. Они и принимают решение, исходя из тех примеров, которые соискатель приводит на собеседовании.
 
Как Вы считаете, насколько владение теми или иными программами (или компьютерная грамотность вообще) может стать конкурентным преимуществом соискателя при поиске работы?
 
Это сильно зависит от позиции, на которую претендует кандидат. Мне кажется, что сегодня мир невозможен без того или иного уровня владения компьютерной грамотностью и понимания того, как работают современные технологии. Думаю, что сейчас сложно найти позицию, которая могла бы допустить полное отсутствие знаний в области IT. Чем шире круг обязанностей и ответственности предусматривает позиция, тем выше уровень требуемых от специалиста знаний. Но, с другой стороны, для позиций управленческого плана это не является ключевой компетенцией. Например, у нас в числе руководителей департамента по продажам есть человек, который не имел специального IT-опыта до прихода в Microsoft.  Я считаю это вполне допустимым, потому что если выстраивается команда, в которой есть специалисты технического плана, хорошо владеющие предметом и технической базой, то вы можете быть руководителем, доверяя своим людям решения по техническим вопросам.
 
Владимир, Вы сказали, что в современном мире обязательно стоит иметь определенный уровень владения компьютером. Можете ли Вы определить этот уровень? Существует ли какой-то необходимый минимум компьютерной грамотности?
 
Конечно, существует. В английском языке есть такое слово «commodities» — нечто само собой разумеющееся. Например, наличие телефона является само собой разумеющимся фактором. Вы же не станете говорить, что умение разбираться в телефоне — это компетенция. Есть определенные вещи, которые за последние 10 лет перешли в разряд так называемых «commodities». К данной категории можно отнести владение электронной почтой, основными офисными приложениями. В работе любого офисного сотрудника их отсутствие, на мой взгляд, уже немыслимо, это подразумевается само собой. Конечно, знание этого является необходимым минимумом, без которого в современном обществе и бизнесе работать нельзя. Все остальное относится уже к специфическим навыкам, которые относятся к той или иной позиции.
 
Встречались ли Вам или кому-нибудь из Ваших коллег кандидаты, не владеющие таким минимумом?
 
Мне кажется, что сегодня все реже встречаются специалисты, не обладающие компьютерной грамотностью вообще. Мы ведь говорим о XXI веке, когда предполагается, что люди знакомы с такими вещами, как электронная почта и т. д. Информационные и коммуникационные технологии — драйвер развития инноваций и фактор повышения конкурентоспособности страны в целом и отдельного человека. Общий уровень использования компьютеров и интернета населением России отстает от среднеевропейских показателей, но это отставание быстро сокращается. Microsoft делает большой вклад проекта «Твой курс» в развитие ИКТ-навыков россиян. Всего за 2010-2012 гг. в рамках этого проекта было обучено около 200 тыс. российских граждан. Всего в рамках проекта поддержку получили более 700 тыс. россиян. На сегодня у нас более 100 классов компьютерной грамотности по всей России, где люди бесплатно могут получить навыки работы на компьютере. Обучающие семинары и курсы проводились в 100 городах РФ 120 организациями — участниками проекта и охватили около 200 тыс. человек.
 
Известно, что информационные технологии создали новые возможности для профессий, которые напрямую с IT не связаны. Например, для бухгалтеров, дизайнеров или инженеров. Вы можете назвать другие сферы, в которых компьютеризация помогает облегчить деятельность или открывает новые перспективы?
 
Сейчас все больше людей заинтересованы в своем бизнесе. Мы это можем наблюдать через Фонд посевного финансирования Microsoft. Все больше и больше стартапов подают заявки на получение гранта от Фонда. Что важно, для развития их бизнеса, на мой взгляд, как раз информационные технологии являются очень хорошим инструментом при относительно небольших инвестициях. Это могут быть направления, связанные с продажей через интернет, созданием новых продуктов и сервисов, которые меняют не только российский, но и мировой рынок. Обладая компьютерными технологиями, можно реализовывать свои идеи не только в сфере IT, но и в любой другой области, совершенствоваться и развиваться.

Многие сферы деятельности, в которых сотрудники раньше обходились без компьютера, сейчас предполагают владение специальными профессиональными программами. Для каждой профессии выбор компьютерных инструментов очень разнообразен. Как Вы думаете, какие знания в таком случае могут стать преимуществом кандидата?
 
В любой компании есть определенные процессы, на основе которых она строит свою работу. Процессы бывают различными, но все они рассчитаны на то, что человек либо уже умеет это делать, либо может этому обучиться. Люди, которые знакомы с информационными технологиями, гораздо быстрее обучаются тем вещам, которых, может быть, они не знают по сравнению с теми, кто никогда с этим не сталкивался. С этой точки зрения это является как раз фактором конкурентного преимущества таких кандидатов. В данном случае можно провести параллель с иностранным языком: если вы говорите на одном из них, то овладеть вторым гораздо проще. Если же вы не знаете ни одного, то процесс изучения усложняется. Но, конечно, все зависит от способностей человека. Аналогично — с компьютерными программами и технологиями: если вы знакомы с этой сферой и она не пугает вас, то обучение похожим вещам занимает меньше времени. Это и является преимуществом по сравнению с теми, кто никогда с этим не сталкивался.
 
Представьте сотрудников, привыкших к консервативным технологиям. Например, библиотекарей, билетных кассиров. Неожиданно для них начальство решает провести модернизацию, и персоналу предлагается овладеть специальными программами. Как следует воспринимать такие нововведения?

 
Ко всем изменениям надо относиться позитивно. Мир идет вперед, технологии развиваются. Здесь стоит говорить о том, что есть люди по складу своему более консервативные, а есть люди более открытые к инновациям. Но надо всегда стараться быть экспертом в своей области, стремиться к профессиональному совершенствованию.  Было бы странно представить, например, супермаркет, в котором кассиры определяют сумму на счетах, правильно? Мы уже давно отошли от этого. Уверен, что знакомые нам штрих-коды, считываемые техническими средствами, облегчают работу кассира. Все ручные подсчеты сейчас немыслимы. Независимо от того, как сотрудники относятся к изменениям, они происходят, они неизбежны. Поэтому я посоветовал бы настраивать себя на то, что эти изменения хороши, освоить новые продукты и получать удовольствие от работы с ними.
 
Достаточно ли желания и возможности обучаться самостоятельно? Или стоит обращаться в специализированные центры подготовки?

 
Это зависит от обстоятельств. Есть два фактора. Первый: можно изучать что-то потому, что это вам нравится. Второй: изучение того, что вам необходимо как профессионалу. В идеале, конечно, они совпадают. Но в реальной жизни — не всегда. Мы оканчиваем институт или университет, имея некий набор знаний. Но приходя на работу, мы начинаем изучать то, чем нам придется заниматься. Частично этот новый набор инструментов изучаем самостоятельно, в особенности то, с чем мы уже сталкивались в учебе или из личного интереса. Но какие-то вопросы проще изучать на курсах с преподавателями, в специализированных центрах.
 
Имеет ли для работодателя значение «корочка» об окончании каких-либо компьютерных курсов?
 
Разумеется, это зависит от позиции. Есть должности, которые подразумевают наличие определенных сертификаций. Для них аттестат — не просто преимущество, а необходимость. Но есть масса позиций, для которых мы не требуем наличия сертификатов и дипломов. Для нас важна скорее способность человека обучаться и его личностные компетенции.
 
Есть мнение, что чем старше сотрудник, тем сложнее ему овладеть компьютерными технологиями. Согласны ли Вы с ним?
 
Microsoft никогда не смотрит на вещи, не связанные с профессиональными и личностными компетенциями. Мы не дискриминируем сотрудников ни по возрасту, ни по полу, ни по каким-либо другим признакам. Если мы предлагаем сотрудникам пройти переподготовку, то требования ко всем одинаковые. С точки зрения скорости усвоения информации — я не вижу никакой разницы между тем, как это делают более молодые и более опытные сотрудники. Мне кажется, даже чаще можно наблюдать, как сотрудники, имеющие богатый опыт, быстрее овладевают теми или иными вопросами, чем молодые специалисты, хотя это зависит от человека. У каждого из нас есть свои сильные стороны и своя скорость усвоения информации. Здесь действуют скорее личностные факторы, нежели связанные с возрастом.

http://www.rabota.ru/

Рубрики:  Работа
Психология
Образование
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку