-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12276


Недобросовестный работодатель: как распознать обман на стадии собеседования?

Пятница, 08 Июня 2012 г. 10:24 + в цитатник

В погоне за лучшим сотрудником компании склонны сразу проверять их компетенции и навыки и потому нередко прибегают к испытаниям: тестам, кейсам, другим заданиям. Чаще всего кандидаты принимают эти правила. Однако не всегда это стоит делать: иногда с помощью незадачливых кандидатов компании пытаются решить свои проблемы. Как не попасться на удочку?

Элина Полухина:

Некоторые компании используют различные тесты при оценке кандидатов. Целесообразность использования психологических тестов до сих пор вызывает бурное обсуждение как среди самих эйчаров, так и среди кандидатов. Сам факт того, что вам предложили пройти психологический тест, не должен вызывать у вас отрицательных эмоций, так как окончательное решение по итогам этого теста никогда не принимается, он лишь дополняет общую картину.
А вот целесообразность использования профессиональных тестов, как правило, не вызывает сомнения ни у кого – ни у работодателей, ни у кандидатов.
Кроме стандартных профессиональных тестов и опросников, в компаниях на этапе отбора могут применяться различные кейсы, то есть реальная бизнес-задача, которая может иметь место в профессиональной практике и которая требует конкретного адаптированного к ситуации решения «здесь и сейчас». Главное, что должны оценивать работодатели подобными заданиями, - ход мыслей кандидата при решении той или иной ситуации.
Эти кейсы могут быть устные и письменные. Устные – это когда в ходе собеседования вам обрисовывают какую-то конкретную задачу и тут же сходу просят дать ее решение: как бы вы поступили в этой ситуации? Письменные кейсы тоже могут давать либо перед собеседованием, либо после собеседования для решения дома. Это может быть какое-то конкретное задание. Иногда достаточно глубоко погруженное в специфику бизнеса конкретной компании. Например, для программиста – написать код, для маркетолога или дизайнера – разработать макет, дизайн или логотип, для руководителя – разработать план выхода на новый рынок, план открытия представительства в другом городе или план развития нового направления и тому подобное.
Так вот, к письменным кейсам я бы рекомендовала относиться с осторожностью, дабы избежать обмана со стороны недобросовестных работодателей. Потому что не исключен такой вариант, что дав один и тот же кейс нескольким кандидатам и получив результаты, компания бесплатно решит какие-то свои проблемы, подпитается новыми идеями, получит рекомендации, оценку и взгляд со стороны на свою задачу, а кандидатам под благовидным предлогом будет отказано. Не исключен даже совсем крайний вариант, когда и цели-то такой не было – брать кого-то на работу, а была цель бесплатно получить решение своей проблемы. Поэтому мое личное мнение - отказаться от решения кейсов с глубоким погружением в практику компании. Но если все-таки сознательно решили рискнуть, то будьте готовы к любому повороту событий, а поэтому не пишите очень подробных планов, не углубляйтесь и не раскрывайте тему досконально, до мелочей и нюансов, не прописывайте все шаги и методику реализации с формулами, расчетами и тому подобное. Напишите «крупными мазками», по которым будет понятно, что в теме вы хорошо разбираетесь, существо вопроса понимаете, практический опыт имеете, а уж подробности реализации продемонстрируете на практике после приема на работу.
Как выход из данной ситуации можно предложить потенциальному работодателю заключить с вами договор ГПХ на оказание конкретных услуг за определенный период времени с соответствующей оплатой. Таким образом вы избежите рисков обмана и убедитесь в добросовестности работодателя. Хотя не исключено, что после такого предложения с вашей стороны потенциальный работодатель исчезнет с вашего горизонта навсегда, и к этому тоже надо быть готовым.
Еще один вариант обмануть кандидата – предложить ему не письменное задание, а практическое. Например под предлогом стажировки, испытательного срока или проведения аудита работы какого-то подразделения/направления – пока без заключения трудового договора («Ну мы же потом с Вами решим этот вопрос, оформим Вас задним числом и оплатим в виде премии!») и с написанием подробного отчета по результатам: описанием текущей ситуации и предложениями по ее решению. В этой ситуации могу рекомендовать только одно – никаких практических действий без заключения трудового договора или договора ГПХ. И помните, что приказ о вашем приеме на работу и трудовой договор с вами должны подписать в течение трех дней после вашего выхода на работу. И, согласно трудовому кодексу, если вы реально приступили к работе и работодатель вас допустил к выполнению трудовых обязанностей, то трудовой договор с вами считается заключенным.
Признаки, которые должны насторожить кандидата на первых этапах общения с потенциальным работодателем и присмотреться к нему повнимательнее:
- полностью «черные» компании, которые платят полностью «черную» зарплату, располагаются в «черных» офисах и испытывают замешательство при прямых вопросах кандидата об оформлении по ТК РФ и заработной плате; 
- вас настойчиво просят без какого-либо официального оформления ваших взаимоотношений выполнить письменный кейс, требующий большого объема работы и глубокого погружения в специфику компании, или провести какие-то практические действия, например, проконсультировать по налогообложению; 
- отсутствие интернет-сайта компании (любая приличная компания в наше время имеет свой сайт); 
- электронный адрес рекрутера – представителя работодателя зарегистрированы на бесплатных ресурсах типа mail.ru, yandex.ru, bk.ru и прочих, а не на корпоративной почте. Исключение – внештатные рекрутеры-фрилансеры, которые оказывают услуги данной компании; 
- компания-работодатель не зарегистрирована на крупнейших работных сайтах типа HeadHunter и Superjob.
Наличие уже одного из этих признаков само по себе является тревожным звоночком, а если признаков несколько, то это уже повод всерьез обеспокоится надежностью компании. Но в конечном итоге решение о том, продолжать ли общение и переговоры с такой компании или прекратить, каждый принимает для себя сам.
Но если вдруг случилось самое неприятное, и вас действительно обманули с устройством на работу, воспользовавшись вашими идеями и результатами труда? В данном случае могу только посоветовать никогда не зацикливаться при поисках работы на одной компании, как бы она ни нравилась. И если есть приглашения на собеседования от других потенциальных работодателей, то продолжать поиски и не приостанавливать их под предлогом «вот подожду ответ из этой компании, а потом уже …» Иначе вы рискуете зря потратить время в напрасных ожиданиях. Если вам нужна работа, то никогда не останавливайтесь и продолжайте поиски независимо ни от чего. Остановиться можете только в первый день выхода на новую работу. Не забывая, однако, что есть еще испытательный срок, во время которого не только вас оценивают работодатель, но и вы оцениваете его.
Как поступить, когда подозрения подтвердились, и вас обманули? Рассказывать ли всему свету? Или только друзьям приватно? Или молчать – особенно если нет никаких доказательств письменных, одни слова? Сложность данной ситуации в том и заключается, что в ней, как правило, нет никаких письменных доказательств. Ведь если бы с вами заключили трудовой договор или договор гражданско-правового характера на выполнение каких-то услуг, то вопрос решался бы уже в рамках правового поля. А в нашем случае вопрос остается на уровне моральных норм деловой этики партнеров.
У нас нет какой-то цивилизованной формы – как и где можно получить рекомендации на работодателя, кроме Интернета и знакомых. Писать под своим именем в соцсети – можно нажить себе неприятности в будущем. Работодатели, например, с большой опаской относятся к кандидатам, имеющим опыт трудовых споров, некоторые их опасаются принимать на работу («А вдруг и на нас потом в суд подаст и выиграет?»). Поэтому на сайтах с черно-белыми списками работодателей пишут, как правило, под никами, а не под своими настоящими именами.
На вопрос «писать или не писать?», каждый отвечает сам. У меня нет однозначного ответа. Можно ведь посмотреть на ситуации шире, не ограничиваясь только собой, а подумав о других кандидатах, которые могут и дальше попадать в эту ловушку. Они как минимум имеют право знать о подобных фактах, ведь «предупрежден – значит вооружен». И если мы не будем молчать о подобных вопиющих фактах обмана, то, возможно, со временем компании начнут более внимательно относится к такому понятию, как «репутация работодателя» и уважать своих работников – как настоящих, так и потенциальных. Во всяком случае, предупредить друзей и знакомых в приватных беседах/переписках, я полагаю, надо. Мы же желаем им добра и не хотим, чтобы наши близкие попали в подобную неприятную ситуацию. И если уж с нами случилась такая ситуация, то предлагаю рассматривать ее как приобретение определенного опыта, ведь как говорят психологи, нет ошибок, неудач и поражений, есть обратная связь, полученный опыт и знания.  
 
Рубрики:  Работа
Психология



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку