-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Поле боя – паутина

Пятница, 06 Апреля 2012 г. 14:48 + в цитатник

Когда проходит время бурных спонтанных реакций, вопрос «что делать?» становится актуальнее вопроса «кто виноват?». Это справедливо как для сторонников власти, так и для оппозиции. Более того, первый вопрос прагматичнее, позволяет двигаться дальше, переходить к планированию дальнейших действий, считает социолог Павел Лебедев.

Павел Лебедев, кандидат социологических наук

Прошедшие полгода (последний квартал 2011 и первый 2012 года) сделали очевидными два важных факта, которые дают понимание возможного развития событий и ответить на вечный вопрос.
Первый факт – появление на политической авансцене нового героя – протестующего обывателя, которого модно называть креативным классом. Так принято обозначать прогрессивную и думающую часть общества, преимущественно нерабочих профессий. Главное отличие «креативного» класса от «среднего» в том, что первый больше нацелен на преобразование и изменение ситуации, поскольку не имеет ресурсов, чтобы стремиться к сохранению status quo. Именно представители «креативного класса» составили большинство на Болотной площади и проспекте Сахарова, продемонстрировали наличие запроса к власти. Строить свою политическую программу без учета желаний креативного класса – обрекать себя на скорый провал.
Второй факт – кризис доверия традиционным институтам самопознания общества. В первую очередь это касается телевизора, он продолжает что-то вещать в привычном ритме, но верят ему все меньше. Здесь же находятся социологические «опросные фабрики», исследования которых все чаще ставятся под сомнение. Все более явен запрос на новые СМИ и новые системы социальной экспертизы.
В этой связи хочу отметить интересный проект «Открытое мнение», инициированный группой небезразличных социологов, желающих защитить «честь мундира». Участники проекта «скинулись» и провели независимый предвыборный опрос, сделав открытой для всех желающих как процесс организации исследования, так и все результаты, вплоть до первичных данных. Сразу скажу, что результаты проекта «Открытое мнение» практически не разошлись с предвыборными прогнозами известных опросных фабрик и данными ЦИК.
Итак, в сумме два выделенных выше факта приводят нас к следующим выводам.
1. Прошедшие выборы – последние, выигранные с опорой на традиционные группы электоральной поддержки (пенсионеры и бюджетники) с помощью традиционных медиа-технологий. Следующая выборная кампания будет коренным образом другой. Уже сейчас около половины голосующего населения пользуются Интернетом. ФОМ прогнозирует распространение интернета к концу 2014 года на уровне 70% в среднем по стране. Увеличится интенсивность использования интернета в целом, и как альтернативного источника информации в частности. Кризис доверия традиционным СМИ увеличит значимость интернет-СМИ и социальных медиа (что еще более важно) в борьбе за электорат.
2. Активный приток людей в сеть сначала размоет целостность коммуникативной среды обитания «креативного» класса. Массовые социальные сети станут еще более массовыми, а аудитория пока еще малочисленных (а потому элитных) Facebook и Twitter будет существенно дополнена за счет простых россиян. Востребованными станут нишевые проекты, сообщества «для своих», способные локализовать все возрастающую публичность интернета. Интернет станет более сегментированным.
3. Креативный класс разнороден, неравен оппозиции и состоит не только из политически активных граждан. Показательна иллюстрация данными опроса проекта «Открытое мнение». Хотя среди пользователей Facebook и Twitter почти каждый второй (около 45%) считает, что на думских выборах были нарушения фальсификации, но каждый четвертый (23-25%) проголосовал на выборах за «Единую Россию» и планировал голосовать за Путина (опрос был проведен в феврале 2012 года). Эта группа не является монолитной в своих политических предпочтениях. Чтобы заручиться поддержкой креативного класса в долгосрочной перспективе, подходы к нему будет искать нынешняя власть. Полагаю, в течение двух-трех месяцев риторика сменится, «бандерлогов» заменит какое-то менее обидное название, подтянутся заманчивые госпроекты.
4. Креативный класс симпатизирует оппозиции, но ее лидерам не стоит забывать, что этот продвинутый слой эгоистичен, прагматичен, рассчитывает в основном на себя. Пусть он оказался легким на подъем, но отстаивать готов, прежде всего, личные права, личный интерес, личную справедливость. Таким нужны не голословные лозунги, а позитивная программа, созвучная с личной траекторией успеха.
5. Несмотря на соблазн продолжать работать только на креативный класс, оппозиция будет вынуждена начать вменяемую и последовательную коммуникацию с широкими слоями населения. Нужна многосторонняя политическая программа, способная заинтересовать разные слои населения. На руку оппозиции будет играть все та же интернетизация – все большая доступность обывателей в социальных сетях, т.е. на том поле боя, где оппозиция более опытна. 
Рубрики:  Психология
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку