-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Роль семейных традиций при выборе профессии

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 10:45 + в цитатник

 

Давайте посмотрим, чего конкретно желают родители своим детям в вопросах жизненного самоопределения и как в каждом конкретном случае реагируют дети на желания своих отцов и матерей.
С этой целью мы провели опрос 1605 родителей учащихся VIII—XI классов, из которых 1085 человек были городские жители, 520 человек — жители сел. Основная масса опрошенных нами родителей (53%) имеет неполное среднее и среднее образование, хотя уровень образования жителей города значительно выше уровня образования жителей сел и деревень.
 
Если сопоставить уровень образования родителей и тот уровень образования, который они хотели бы иметь у своих детей, то выяснится вполне определенная зависимость. Так, все без исключения родители, имеющие высшее образование, хотят, чтобы их дети также имели высшее образование. Папы и мамы со средним образованием не так честолюбивы: лишь 76% из них «голосуют» за вуз. Наконец, из малограмотных или имеющих неполное среднее образование родителей высшего образования для детей хотят чуть больше половины опрошенных.
 
Что же привлекает и что не вызывает симпатий у ребят в профессиях их родителей? По мнению ребят, привлекательны такие стороны профессий: творческий характер работы — возможность иметь дело с новыми явлениями, процессами, вещами, создавать их (сюда относятся, например, научные работники, инженеры и техники-конструкторы машин, новой техники, рабочие высокой квалификации на экспериментальных предприятиях, слесари-наладчики сложных агрегатов, участвующие в разработке и наладке новых механизмов), возможность управлять сложными машинами, очевидная высокая общественная польза, техническое совершенство профессии и связанная с ним физическая легкость труда, возможность видеть новые места, романтика открытий.
 
Вот несколько характерных высказываний ребят.
 
«Мой папа работает инженером-конструктором. Мне нравится его профессия. Он проектирует новые станки и машины. Видеть, как постепенно воплощается твоя мысль, —как это интересно!» (мальчик).
 
«Мама работает хирургом-стоматологом. Ее работа мне кажется очень интересной. Меня она привлекает тем, что можно обнаружить много различных, до этого не известных заболеваний и искать способы борьбы с ними» (девочка).
 
«Профессия отца — бригадир-термист. Его работа очень сложная и очень нужная, ведь без закалки нельзя построить ни одной машины» (мальчик).
 
«Мой папа работает токарем-лекальщиком на экспериментальном заводе. Эта профессия очень интересная: нужно хорошо разбираться в сложных чертежах, знать хорошо станок, а это очень сложная машина. Эта профессия требует большого кропотливого труда» (девочка).
 
«Папа — машинист кислородной станции на большом заводе. На нем лежит огромная ответственность. От их станции зависит работа целого завода. Попробуй не дать кислород, завод работать не будет» (мальчик).
 
«Мама — оператор на заводе консистентных смазок. Ее работа интересная, чистая (там все механизировано), хороший заработок» (девочка).
 
Не привлекательны для детей такие стороны профессий родителей: малоквалифицированная работа, тяжелая физически, грязная, вредная для здоровья, однообразная, неподвижная, бесперспективная для собственного роста и т. п. Мальчики особенно подчеркивают канцелярскую работу, как худшую и неинтересную.
 
«Мой папа работает грузчиком. Тяжелая, неинтересная работа» (мальчик).
 
«Папа у меня слесарь-сантехник. Работа грязная, тяжелая» (мальчик).
 
«Папа работает травильщиком металла. Работа у него вредная, опасная для здоровья. Мне не нравится» (девочка).
 
«Моя мама — штамповщица. Однообразная, утомительная работа» (девочка).
 
«Мой папа — токарь. Работа у него скучная, однообразная; он обтачивает коленчатые валы, каждый день одно и то же» (мальчик).
 
«Моя мама — секретарь-референт. Мне ее работа не нравится. Бр!!! канцелярия» (мальчик).
 
«Мой папа работает в банке. Скучная, сидячая работа. Одно и то же каждый день. Нет, это не по мне. Не нравится мне его работа» (мальчик).
 
При сопоставлении профессий родителей и дела, которому собираются посвятить себя дети, видно, что семейные традиции поддерживаются только в сравнительно небольшом числе случаев.
 
Из ответов ребят следует, что они довольно рано очень трезво и критически оценивают преимущества и недостатки профессий родителей, и это всегда влияет — позитивно или негативно — на их выбор. Если проанализировать, почему не совпадает профессия отца, например, и будущая профессия сына, видно, что сын всегда в мечтах (за очень редким исключением) стоит на ступеньку выше. Наши дети хотят работать умней, интересней нас. Родители, понимая это, поддерживают детей и помогают им реализовать свои намерения.
 
Родители, поддерживая стремление сына или дочери овладеть интересной, перспективной в творческом отношении профессией, иногда прямо побуждая их к этому, должны учитывать возможности своих детей в этом отношении. К сожалению, нередко бывает и так, что единственную перспективу в жизни для своих детей они видят в поступлении в вуз, не ведая того, что даст вуз их сыну или дочери, осилят ли они его программу и какого специалиста в итоге получит общество.
 
Очень примечательна беседа, с одним из выпускников средней школы на тему о том, как он представляет себе свое будущее. «Всю жизнь мои родители пугали меня будущим: «Вот пойдешь в школу, тебе там покажут! Вот будешь мало заниматься, — выгонят из школы!» В восьмом классе строго предупреждали: «Смотри, не провались на экзаменах...» Сейчас, когда я заканчиваю десятый класс, мне постоянно твердят: «Будешь бездельничать, не попадешь в университет!» В результате всех таких «внушений» у меня выработалось боязливое отношение к будущему. Дальше поступления в вуз я своей жизни пока не представляю. Что я буду делать, если не пройду туда по конкурсу, я не знаю. Это меня пугает».
 
Таким образом, не всегда положительный ответ учащегося на вопрос о будущей профессии может служить достаточно надежным показателем определенности жизненной линии, жизненного самоопределения, показателем определенности профессиональных намерений молодого человека.
 
НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПРИ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
 
Во всякой профессии есть две стороны. Первая — операционная — состоит из системы профессиональных умений, которым следует научиться, чтобы выполнять ту или иную работу (врач умеет распознавать болезни и лечить их, учитель знает свой предмет и умеет преподнести его слушателям, инженер умеет конструировать машины, контролировать сложный технологический процесс, шофер знает устройство машины и правила движения и умеет управлять машиной, ремонтировать ее и т. д.).
 
Кроме операционной стороны, в каждой профессии содержится другая — социально-этическая, в которой отчетливо выступают нравственные особенности личности. Какое общественное значение видит человек в своей профессии, какие жизненные цели он себе ставит, овладевая той или иной профессией, какими мотивами руководствуется он в своих профессиональных устремлениях, — вот те черты, из которых складывается нравственная позиция.
 
Нередко получается так, что талантливый умелец, мастер своего дела терпит жизненную неудачу (или даже становится социально отрицательным элементом) только потому, что его нравственная позиция в отношении к своей профессии чужда тем моральным нормам, по которым живет наше общество.
 
Виктор И. еще школьником с увлечением занимался в кружке радиолюбителей Дома пионеров, монтировал сложные схемы, конструировал новые модели приемников. Он с отличием окончил техникум. Виктор устроился на работу и неплохо зарабатывал. Работая в радиомастерской, он выполнял и неплановые заказы, незаметно привыкая к легкому заработку. Но однажды он был уличен в хищении радиодеталей, его
наказали.
 
С хорошими техническими способностями Виктор мог бы стать хорошим специалистом в области радио, но стремление заработать как можно больше денег затмило его призвание.
 
Полина К. поступила в педагогический вуз и проявила себя способной студенткой: педагогическую практику в школе провела на «отлично». Но вот наступил решающий момент — распределение выпускников на работу. Полину направили в отдаленный район нашей страны. «Ни в коем случае не поеду, только в городе буду работать,— горячилась она. — Я не для того училась в вузе, чтобы ехать в глушь».
 
После долгих мытарств она осталась в городе и нашла место секретаря в одном учреждении. В свое время Полина говорила о долге, призвании педагога, о трудностях этой профессии, но, когда, как ей казалось, затронули ее благополучие, она забыла о своем гражданском долге. Совершенно очевидно, что в этих случаях мы имеем вполне определенную жизненную позицию, где исходным моментом является личность, собственное «я», благополучие этого «я»; все, что вне этого «я», не существует для такого человека.
 
Этот тип отношения к вопросам жизненного самоопределения, где на первый план выступает тенденция к утверждению собственного «я», мы назвали эготическим.
 
Эготический тип отношения к выбору будущей профессии достаточно отчетливо выступает и у определенной группы школьников. Такие учащиеся в своей будущей профессии видят не любимый труд, который требует определенных умений, а видят себя в роли того специалиста, каким они хотят быть. Например, профессия летчика для них — это возможность летать, как летают знаменитые летчики, моряка — возможность вести корабль в бурную погоду, преодолевать опасности (можно увидеть много стран, разных народов), учителя — учить ребят (чему, как, не так важно), заставлять ребят слушаться себя, ставить им отметки.
 
Нравственная позиция ученика часто очень заметно выступает в том, как он относится к учению. В каждом классе нетрудно выделить среди ребят небольшую группу, которая иначе относится к учению, чем все остальные. Их больше всего занимают не сами знания, а отличные оценки (таких довольно много в младших классах, есть они и в старших). Вот характерный пример.
 
Ученик Б. на уроках большой активности не проявляет, но зорко следит за тем, когда спрошенный учителем ученик затрудняется дать ответ: вот тогда-то он и постарается очень точно ответить. Цель такого ответа — показать свою эрудицию. Он находит много способов, чтобы показать своим товарищам и учителям знания, полученные вне школы. У него трудно обнаружить эмоциональное отношение к содержанию уроков. Но вот оценки его по-настоящему задевают и волнуют. При выполнении контрольных работ он всегда интересуется не только своими результатами.
 
Пожалуй, в большей степени его интересуют результаты товарищей. Но огорчают его не их неудачи, а их успехи. Он охотно берется помочь своим товарищам разобраться в трудных вопросах школьной программы, но ребята, которые пользуются этой помощью, часто говорят: «Б. мне помог, но после его помощи ходишь как оплеванный». На вопрос о будущей профессии этот ученик ответил, что собирается стать физиком, так как «физика сейчас — передовой фронт науки и техники».
 
Совсем иной тип отношения к вопросам жизненного самоопределения наблюдается у другой категории людей. Для них ведущим основанием выбора профессии является интерес не к утверждению своей личности, а интерес к самому делу, к каким-либо сторонам избираемой профессии. В школе к этой категории чаще всего относятся те учащиеся, у которых вполне определились склонности к какому-либо делу.
 
Причем для них не важно, связано ли это дело с учебными предметами или с какими-либо практическими занятиями в кружках или со специальным индивидуальным обучением. Проявившиеся интересы и склонности у этой категории ребят чаше всего носят активный характер.
 
Юноша из этой группы учащихся может, например, выбрать себе профессию летчика. Но его меньше всего будет интересовать вопрос, как он будет выглядеть, надев мундир летчика или управляя самолетом. Нет, его прежде всего привлекут типы самолетов, их летные качества, навыки управления самолетом в сложных условиях.
 
Благодаря глубокому и стойкому интересу к какому-нибудь делу люди такого типа обычно не придают большого значения разного рода житейским привилегиям или помехам и трудностям, которые для людей эготического склада играют существенную роль.
 
СПОСОБНОСТИ И ТРУД
 
Итак, проблема жизненного самоопределения молодого человека не исчерпывается решением вопроса о выборе будущей профессии.
 
Современные социологические исследования показывают, что у нас сравнительно велика текучесть рабочей силы, особенно среди молодежи. Чаще всего переходят с одного производства на другое люди, которые не проработали на одном месте и года. Эти люди говорят, что они стремятся найти такую работу, овладеть такой профессией, которая отвечала бы их индивидуальным способностям. Но, как это ни парадоксально, число неудачников, людей, не нашедших себя в жизни, из этой категории больше всего.
 
Неправильно думать, что ребенку уже от рождения предопределено быть гением или обыкновенным человеком или суждено стать тем или иным специалистом. У человека имеются все возможности для всестороннего развития, широкого жизненного кругозора, разнообразных интересов, а значит, и развития потребности к определенному виду деятельности в соответствии с его вкусами и наклонностями. Но возможность останется только возможностью, если не будет приложено известных усилий как самого человека, так и тех, кто стимулирует и направляет его развитие - родителей, учителей, старших товарищей.
 
Но в развитии способностей молодого человека огромную роль играют его личные качества, в первую очередь - трудолюбие. Мы не знаем ни одного случая, где бы трудолюбие человека не было вознаграждено совершенством его мастерства в любом виде труда. И наоборот, крах способностей и различного рода трагедии таланта чаще всего связаны с отсутствием трудолюбия.
 
Воспитание трудолюбия - процесс сложный и во многом противоречивый, и здесь огромную роль может сыграть помощь взрослых и самых близких из них - родителей.
 
Стремление к созидательной деятельности у ребенка проявляется довольно рано. И это стремление следует использовать в воспитательных целях. Родители должны стимулировать и развивать это стремление к созидательной деятельности, воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои действия.
 
Они должны внимательно следить за мотивами детских поступков и действий, различая, когда ребенок поступает бескорыстно, и когда он рассчитывает на определенные выгоды.
 
Одним из главных средств в воспитании твердой нравственной позиции в вопросах жизненного самоопределения должны быть рано пробудившиеся и бескорыстные интересы и склонности ребенка к какому-либо общественно полезному делу - будь то овладение знаниями школьных предметов или различные виды кружковых и практических занятий. Совсем не обязательно, чтобы эти интересы и склонности вылились в ранний выбор профессии.
 
Мы знаем, что выбор профессии (основного занятия) у молодого человека зависит от множества факторов. Но он значительно облегчается, когда человек имеет твердые взгляды на жизненное самоопределение, твердые нравственные принципы, среди которых любовь к труду на общее благо занимает одно из первых мест.
 
Но как быть с теми, кто стремится добиться своего, осуществить заветную мечту, подражать своему идеалу, но кто не может это сделать в силу тех или иных обстоятельств (не выдержал экзамен, слабое здоровье, семейные обстоятельства и т. п.)?
 
Мы не можем просто заставить юношу или девушку отказаться от желаемой профессии и пойти туда, куда они не хотят. Но мы в силах убедить их заняться таким родом деятельности, выбрать такую профессию, которая была бы для них подступом к осуществлению мечты. «Ты, сын, хочешь быть журналистом (тебя больше ничего не интересует)? Получи производственную профессию, поработаешь - узнаешь жизнь, познакомишься с людьми, с их характерами, нравами - все это пригодится для профессии журналиста».
 
А главное - этот юноша проверит себя, стойкость и зрелость своего стремления. Возможно, что он забудет о нем и приобщится к более интересному для него делу, найдет настоящее свое призвание.
 
Решение проблемы жизненного самоопределения для нашей молодежи облегчено тем, что существуют различные общеобразовательные и профессиональные учебные заведения разного образовательною уровня, учебные комбинаты и курсы при производствах, сеть проф - консультационных пунктов и т. п.
 
Не беда, если молодой человек сразу не может выбрать себе профессию. Но если у него с детства воспитано трудолюбие, стремление быть полезным людям, целеустремленность и настойчивость - он наверняка придет к своей цели, какие бы трудности и неожиданности не встретились на его пути.
 
В формировании нравственного облика человека мы можем сделать многое. От нас в
значительной степени будет зависеть то, какими будут наши сын или дочь, какова будет их жизненная позиция при выборе будущей профессии. Если у сына или дочери мы воспитали тенденцию к утверждению собственной личности, стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, - то мы совершили главную родительскую ошибку, в результате которой общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного».
 
И наоборот, если в своих детях мы воспитали интерес и склонность к созидательной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, - мы сделали главное дело жизни и можем быть уверены в том, что наши сын или дочь найдут правильную дорогу в жизни.
 
 Из выпуска от 19-03-2012 рассылки «Твой Формат - секреты о нестандартных детях»

Оригинал Твой Формат
Рубрики:  Работа
Психология
Жизнь


Процитировано 1 раз



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку