-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12274

¬ладимир ћау: Ђ»зменить стране проще, чем изменить странуї

¬торник, 26 »юл€ 2011 г. 06:00 + в цитатник

„исло желающих эмигрировать из –оссии продолжает расти. ѕроблема в глобализации, считает ректор –јЌ’¬ладимир ћау.  ак остановить «утечку мозгов», кто будет заниматьс€ модернизацией страны в 2015-2025 годах и в чем причины низкого качества высшего образовани€ в –оссии, читайте в материале E-xecutive.

»сследование PwC показало: подавл€ющее большинство росси€н уверено, что за последние 20 лет –осси€ потер€ла значительную часть своего интеллектуального капитала, способного создавать и внедр€ть в производство инновационные продукты. ј 67% опрошенных считают, что страна и сегодн€ остаетс€ непривлекательной дл€ талантливых ученых и инноваторов. Ќа тему того, где вз€ть кадры дл€ инновационной экономики –оссии, –Ѕ  провел пресс-конференцию с ¬ладимиром ћау, ректором –оссийской академии народного хоз€йства и государственной службы при ѕрезиденте –‘. ¬ числе других участников E-xecutive вы€снил мнение спикера о том, кто будет заниматьс€ модернизацией страны в 2015-2025 годах, почему сегодн€ «человек, работающий по специальности – это неуспешный человек» и какие причины провоцируют существование низкого качества высшего образовани€ в –оссии.

 
¬едущий: —огласно опросу ¬÷»ќћ, число желающих эмигрировать из –оссии, по сравнению с 1991 годом, выросло – 39% молодых специалистов в возрасте до 24 лет желают уехать на ѕћ∆ в другие страны. ¬опрос: кто будет заниматьс€ модернизацией страны в 2015-2025 годах?
 
¬ладимир ћау: ¬ моем понимании, данный вопрос €вл€етс€ главным вызовом дл€ судьбы страны, во вс€ком случае, на современном этапе. ћы можем бесконечно говорить об экономических проблемах, о бюджетном балансе, но стратеги€ ухода элиты (не алигархата, а активного интеллектуального класса) €вл€етс€ главной проблемой.  огда мы берем цифры 1980-х – начала 1990-х годов (когда международное прогрессивное человечество хотело приехать в —оветский —оюз), то мы должны понимать, что дело не столько в том, что сейчас в –оссии живетс€ хуже, что открылись границы, выросло новое поколение людей, а в том, что издержки отъезда резко понизились – понизилась цена, которую нужно заплатить, чтобы жить в другой стране. “ом ‘ридман, обозреватель The New York Times в своей книге «ѕлоский мир» говорит о том, что практически не важно, где вы живете. ¬ы можете, жить в одной точке, работать в другой, получать деньги в третьей, отдыхать в четвертой, благодар€ интернет- и телекоммуникаци€м. ¬с€ ситуаци€ в глобализации. „еловек может легко помен€ть место жительства. Ёто не проблема патриотизма, а сравнительных издержек. ≈сли 25 лет назад невыезд из страны был св€зан с незнанием €зыка, то сейчас такой проблемы нет. », уезжа€ из страны, вы не об€заны прощатьс€ с ней навсегда из-за того, что обратно вас не пуст€т, как это было до 1989 года. ћы оказались в ситуации, когда изменить стране проще, чем изменить страну. ѕомен€ть место проживани€ проще, чем изменить услови€ жизни. », естественно, никаких мер по закрытию границ дл€ того, чтобы удержать элиту здесь, прин€ть нельз€ и невозможно. Ќе потому, что это аморально, а потому, что это бессмысленно и не решит всех проблем. —ледовательно, надо создавать услови€ дл€ того, чтобы креативный класс сам хотел оставатьс€ здесь. »наче будет возникать деградаци€ социальной среды, потому что остаютс€ те, кто не уезжает или приезжает,- баланс сдвигаетс€ в сторону дешевого труда. ” мен€ есть простое решение, что нужно делать – сосредоточитьс€ на двух сферах, которые критически важны дл€ креативного класса: образование и здравоохранение. Ёти сферы, как и пенсионна€ система, наход€тс€ в трансформационной стадии, отличи€ лишь в том, что учитьс€ и лечитьс€ человек может на прот€жении всей жизни.
 
¬едущий: —уществует ли статистика о количестве выпускников в вашей академии, работающих по специальности?
 
¬.ћ.: ¬сегда, когда подобный вопрос мне задают в правительстве, € задаю встречный – «ј сколькие из вас работают по специальности?» – ѕон€тно, что никто. „еловек, работающий по специальности, полученной пару лет назад, – это неуспешный человек. —ейчас известно, что из семнадцатилетних молодых людей, поступающих в вуз, 40-50% будут работать по специальности, которой на момент их поступлени€ в вуз просто не существовало. ќдин из важных мифов образовани€ – давать специальность. Ќо вуз должен решать две задачи: быть интересным местом дл€ привлечени€ лучших (если вы будете иметь лучших на входе, вы будете иметь лучших и на выходе) и не испортить их в процессе обучени€ (создать максимально творческую атмосферу – отсюда возникает задача индивидуализации программ). ≈сть р€д специальностей, которые принципиально не могут быть вузовскими, особенно бакалаврскими. я абсолютно убежден, что нельз€ быть педагогом по образованию. ¬ нашей модели образовани€ выпускник педвуза – это специалист со знаком минус. „тобы стать нормальным учителем, он должен поступить на гражданскую специальность (математика, физика, истори€, биологи€, литература…), окончить бакалавриат, а дальше быть ученым – поступить в академическую магистратуру, име€ базовые навыки в области той или иной дисциплины. Ѕолее того, неплохо быть специалистом сразу по двум направлени€м, например, математика-истори€ или математика-литература.
 
ѕодвод€ итог, скажу, что не важно, где работают выпускники, важно, чтобы они были умными и получали самую высокую зарплату.
 
E-xecutive: ѕочему, с ваших слов, «„еловек, работающий по специальности – это неуспешный человек»?
 
¬.ћ.: ”спешный человек должен уметь адаптироватьс€. ќн ориентируетс€ не на те профессии, которые были в прошлом, когда он училс€, а улавливает новые тенденции. Ѕыть генеральным директором не учат, и анализ успешного/неуспешного менеджмента говорит о том, что CEO в крупной компании редко бывает успешный, если он вырос в этой компании, и еще реже – если он профессионал в этой области. ≈сли вы посмотрите на CEO-состав крупных компаний, то увидите, что там много людей не из сферы этого отраслевого бизнеса, часто – также с хорошим гуманитарным образованием.
 
E-xecutive: ќднако чаще компании стараютс€ растить кадры внутри своей системы? ƒл€ помощи в этом есть дополнительное профессиональное образование, бизнес-школы.
 
¬.ћ.: –астить-то можно, вырастить нельз€. ќбычно успешные менеджеры мен€ют компании. ¬о многих высокопрофессиональных университетах стараютс€ не брать своих блест€щих диссертантов сразу на работу, чтобы предварительно они поработали в различных других образовательных учреждени€х. ¬ –оссии очень немного случаев, когда CEO вырос внутри компании, пройд€ в ней все ступени своей карьеры. ¬з€ть тот же ќјќ «√азпром» – €вно председатель правлени€ јлексей ћиллер не рос в системе данной компании.
 
E-xecutive: “огда, по вашему мнению, максимум до какой позиции человек может вырасти внутри компании?
 
¬.ћ.: ƒо любой, нет никакого правила. я говорю о том, что €понска€ модель, когда вы всю жизнь прив€заны к компании и проходите путь от простого директора до CEO, – не сама€ эффективна€, но и не абсолютно невозможна€. ≈сть еще третий пример – посмотрите на —тива ƒжобса – соосновател€ и генерального директора компании Apple – как только он уходит из нее, ее акции падают.
 
¬едущий:  акие плюсы и минусы современного высшего образовани€ вы можете выделить?
 
¬.ћ.: Ќаше общество не предъ€вл€ет спрос на модернизацию. ќднако, есть спрос на высшее образование, что дает надежду. Ќо можно ли сказать, что спрос касаетс€ качественного образовани€? –   сожалению, нет. ѕока это спрос на диплом, поскольку это – определенный показатель уровн€ социального статуса.
 
¬ моем понимании, есть одна причина, провоцирующа€ низкое качество высшего образовани€ – это всеобща€ воинска€ об€занность. Ќаша система хорошо работала бы в аграрных странах в начале индустриализации (способ вырватьс€ из «идиотизма сельской жизни»), где цена человеческой жизни несколько ниже. Ќо она абсурдна дл€ современного общества городской постиндустриальной цивилизации –оссии.  огда вы попадаете в общество людей, жизнь которых лучше, чем в армии, то вы видите, что у них нет никакого желани€ туда идти. Ёто значит, что арми€ должна мен€тьс€.
 
“ут два варианта:
 
1) —делать армию без отсрочек со сроком службы не более шести мес€цев – без дедовщины и эксплуатации труда солдат.
 
2) –еализаци€ альтернативной службы.
 
“акие преобразовани€ сн€ли бы существенное давление на формальное образование: люди могли бы позволить себе поучитьс€ два года, уйти – попытатьс€ зан€тьс€ бизнесом, вернутьс€. Ёто было бы реальным непрерывным образованием.
 
¬едь если бы Ѕил √ейтс вынужден был «косить» от армии, не было бы Microsoft…
 
Ѕеседовала јнна —олдатова, E-xecutive
 
–убрики:  –абота
ѕсихологи€
∆изнь
«акон
ќбразование



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку