-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей: 10506
Комментариев: 1101
Написано: 12277


Легализация мигрантов

Пятница, 22 Апреля 2011 г. 08:14 + в цитатник

SuperJob: Не могли бы Вы рассказать о принятых законах о трудовой миграции и о последствиях, которые повлекло их принятие.

Николай Курдюмов: В середине прошлого года были приняты новые законы, определяющие направление регулирования процессов трудовой иммиграции. Это №109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». За принятием этих законов последовал выход в свет нескольких десятков постановлений правительства, которые развивали, дополняли, уточняли отдельные пункты этих законов.

Принятие новых законодательных инициатив касается, прежде всего, совершенствования работы с гражданами, пребывающими в Россию из государств безвизовой зоны — государств СНГ, за исключением Грузии и Туркмении. Естественно, что прибалтийские государства, как и другие члены ЕС, также не относятся к этому спектру. Что касается граждан Белоруссии, то их работа в России регулируется другими законами, так как у России и Белоруссии есть соглашение о формировании единого государства, по которому в вопросах трудоустройства статус граждан Беларуси практически соответствует статусу граждан Российской Федерации. 

Два закона, о которых я говорил выше, вступили в силу 15 января 2007 года, хотя были приняты в середине прошлого года. Практическая польза от введения данных законодательных норм состоит в том, что сегодня значительно упрощена процедура оформления разрешительных документов на право трудовой деятельности в России для зарубежных граждан безвизовой зоны. Также несколько сократились финансовые затраты на оформление.

К примеру, раньше для данной категории лиц, как и для визовой зоны, работодатель, желающий привлечь иностранную рабочую силу, должен был оформить особое разрешение на ее привлечение. Сейчас этот документ оформляется только для граждан государств из визовой зоны. Этот процесс занимает один-два месяца и подразумевает достаточно серьёзную процедуру подготовки. Сначала заявка от работодателя попадает в Службу занятости того региона, в котором находится работодатель. Затем Служба занятости проверяет возможность заполнения этих вакансиироссийскими гражданами, и в случае, если российских граждан, претендующих на эти условия нет, выдаёт разрешение, которое пересылается в миграционную службу. Потом проводится определённая проверка, в результате чего появляется документ, в котором записано, что в такой-то компании разрешается работа гражданам других стран. После этого работодатель подает заявление на оформление персональных разрешений на работу для каждого иностранного сотрудника. 

На практике процесс занимал от 1 до 4 месяцев, при этом разрешение выдавалось сроком на год, а государственная пошлина за оформление составляла 4 000 рублей. Поскольку эта процедура достаточно сложная и длительная, то немногие работодатели брались проходить ее от начала до конца. Эта ситуация породила множество посреднических компаний, которые брали на себя процесс оформления. Услуги посредников, естественно, оплачивались, причем нередки были случаи мошенничества. Заинтересованные в цивилизованном привлечении иностранных рабочих компании платили, но выражали недовольство, что такая процедура для них сложна и длительна по времени. Кроме того, большая часть работодателей (более 90%) по причине сложности процесса оформления привлекали иностранную рабочую силу нелегально, стимулируя тем самым теневой рынок. 

Что же изменилось 15 января? Теперь для оформления граждан ближнего зарубежья работодателю не нужно получать разрешения на право привлечения иностранной рабочей силы. Иностранный гражданин из безвизовой зоны ближнего зарубежья проходит другую процедуру. При пересечении границы он оформляет миграционную карту, далее в течение трёх суток от момента прибытия в пункт назначения он должен пройти процедуру постановки на миграционный учёт. По сравнению с прошлым законом эта процедура также несколько упрощена. Раньше работник должен был пройти регистрацию. Регистрация в соответствии с новыми законами, о которых я говорил, заменена процедурой постановки на миграционный учёт, что сделать значительно проще. Встать на миграционный учёт гражданин может либо в органах миграционной службы, либо через почту. 

Для постановки на учет по месту пребывания трудовой мигрант должен предоставить принимающей стороне (юридическому или физическому лицу) свои данные на определённом бланке уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Причём эти данные носят всего лишь статистический, учётный характер. После того, как иностранный гражданин встал на миграционный учёт, у него есть право находиться на территории Российской Федерации в течение 90 суток. Далее можно подать документы для оформления разрешения на работу, самостоятельно или через посредников. Для этого совершенно не обязательно знать предполагаемое место работы, достаточно представить документ, удостоверяющий личность (паспорт), миграционную карту с отметкой пункта пограничного контроля, цветную фотографию 30х40 мм и квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Государственная пошлина составляет 1 000 рублей — на 3 000 меньше, чем было до этого. Далее, в соответствии с двумя Федеральными Законами и уточняющими постановлениями Правительства, в течение десяти рабочих дней гражданину обязаны выдать решение в том отделении территориального органа ФМС субъекта РФ, где он планирует работать. 

Здесь очень важно знать, что разрешение на работу оформляется только на один субъект Российской Федерации. Например, если иностранный гражданин предполагает работать в Москве, то и разрешение нужно оформлять в Москве. Лишь в редких, исключительных случаях, которые оговариваются отдельно, разрешение может быть выписано на два или более субъекта РФ. Например, если этого требует характер трудовой деятельности. После этого, в течение 10 дней мигранту должны оформить разрешение на право трудовой деятельности и выдать пластиковую карту. Единственной причиной для отказа в выдаче разрешения на работу может стать нарушение законов Российской Федерации. 

В соответствии с новым законодательством, в течение 30 рабочих дней с момента подачи документов на разрешение на работу, гражданин должен предоставить четыре медицинские справки. Заметим, что и в этом случае новый закон упрощает процедуру, ведь раньше без комплекта определённых справок документы на оформление пластиковой карты просто не принимались. Как только мигрант предоставляет справки в соответствующий орган ФМС, в базе данных появляется отметка, и он, уже имея к этому времени на руках разрешение на работу, может двигаться дальше. Если же гражданин в течение 30 рабочих дней не предоставит медицинские документы, то разрешение на работу аннулируется. 

После того, как гражданин получил разрешение на работу, он идёт к пригласившему его работодателю, или к тому, которого он нашёл сам. Хотелось бы отметить следующее, если раньше граждане из безвизовой зоны ближнего зарубежья уже были привязаны к конкретному работодателю, то теперь они свободны в своем поиске. Самостоятельно занимаясь поиском работодателя, гражданин сам может выбрать того, кто ему более удобен. Работодатель, принимая на работу иностранного гражданина, оформляет с ним трудовой или гражданско-правовой договор, а также обязан проинформировать местные органы занятости и органы миграционной службы соответствующим документом о том, что он принял данного гражданина на работу. И далее проинформировать о следующем этапе миграционного учёта (напомню, что на миграционный учёт иностранный гражданин встаёт в течение трёх суток с момента прибытия). Таким образом, как только мигрант подписывает договор с работодателем, цепочка замыкается. Соискатель трудоустроен и работодатель информирует учётные структуры, что он заключает с ним договор о трудоустройстве. 

С точки зрения формы трудового договора для безвизовых граждан по сравнению с трудовым договором россиян никаких жёстких рекомендаций нет. Предполагается, что договор может быть и гражданско-правовым, и трудовым. В этом отношении решение принимают работодатель и иностранный гражданин. После завершения вышеуказанных процедур мигрант имеет полное право в течение года работать и, если всё идёт нормально, он может продлить разрешение на работу, но не более чем на год. Затем, согласно документам, он обязан покинуть территорию России либо может получить другой статус. Но мы сейчас говорим о трудоустройстве как цели прибытия в Российскую Федерацию.

В отношении визового блока никаких изменений не произошло. Естественно, для пересечения границы нужна виза, поэтому принимающая сторона должна оформить все необходимые документы, чтобы гражданин получил в посольстве своей страны соответствующую визу. В идеале процедура оформления таких граждан на работу, то есть оформление на привлечение, должна начинаться ещё тогда, когда претендент находится за рубежом. После того, как пройдёна первая стадия (получение разрешения на привлечение иностранных работников), переходят ко второй, в которой на каждого работника выписывается пластиковая карта. В настоящее время еще действуют старые пластиковые карты, но новые карты будут различными по цвету для ближнего и для дальнего зарубежья. Некоторые граждане начинают оформлять документы уже после прибытия в Россию, но в идеале надо проходить первый этап в то время, когда претендент ещё находится за рубежом. Тогда уже по прибытии мигрант может получить пластиковую карту и приступить к работе, имея на руках полный пакет документов. 

Хочу обратить особое внимание наших читателей на изменения в области последствий за нарушение вышеописанных норм. В отношении трудовых мигрантов из стран безвизовой зоны сейчас введены более жёсткие штрафы за незаконное привлечение иностранной рабочей силы. Штраф, накладываемый на гражданина, не оформившего документы надлежащим образом, составляет от 2 000 до 5 000 рублей. Вдобавок производится административное выдворение с территории РФ и лишение права пребывания в стране сроком до 5 лет. Для работодателя, принимающего не оформленных должным образом работников, штраф составляет от 250 000 до 800 000 рублей за нелегального работника. То есть, допустим, на какой-либо стройке будут выявлены десять человек без разрешения на работу, работодателю могут выписать 8 000 000 рублей штрафа. 

Еще один интересный момент — квотирование притока рабочей силы. В этом году квота безвизовой зоны на Россию составляет 6 миллионов граждан, а на визовую зону — чуть более 300 тысяч. Квота безвизовой зоны должна быть распределена по регионам, в соответствии с постановлением Правительства. К сожалению, до сих пор такого документа нет. Это связано с тем, что он готовится на основании согласования с каждым регионом, в связи со сложностями технического характера его утверждение откладывают. По приблизительным подсчетам на Москву будет приходиться 700 тысяч мигрантов из стран ближнего зарубежья, а на Московскую область — около 350 тысяч. Впрочем, даже когда квота уже выбрана, но документы на оформление продолжают поступать, может вступить в силу процедура пересмотра этой квоты. Однако с подобной инициативой должен выступить субъект Федерации. 

SJ: Достаточно ли выделяемых квот для удовлетворения потребностей рынка?

Н.К.: Я считаю, что достаточно. С 15 января прошло два месяца. По нашим данным количество оформленных иностранных граждан не превысило запланированные показатели. Хотя, безусловно, могут возникнуть некоторые объективные сложности. Есть данные о том, что количество иностранцев, занимающихся трудовой деятельностью на территории России, может достигать 15 миллионов человек. По данным Федеральной миграционной службы их число колеблется в пределах 10-12 миллионов. При этом даже 6 миллионов человек — это огромная нагрузка на Федеральную службу. В позапрошлом году было оформлено 700 тысяч разрешений на работу. За прошлый год их число составило чуть больше 1 миллиона, а в текущем надо уже 6 миллионов, то есть пропускная способность должна увеличиться практически в 6 раз. 

Сейчас в Москве и некоторых регионах, лидирующих по привлечению рабочей силы, соответствующие территориальные органы не успевают пропускать через себя желающих получить легальный статус. Оговорюсь, речь идет, прежде всего, о гражданах ближнего зарубежья. Во многих регионах формируется посредническая сеть между трудовыми мигрантами, работодателями и органами миграционной службы. Ассоциация «Трудовая миграция» также принимает в участие в этих процессах. Но, в отличие от многих других посредников, мы стремимся оказывать комплексные услуги: не просто содействовать в оформлении разрешения на работу, но и, допустим, предлагать страховки от несчастных случаев, потому что в России есть некоторые сложные нюансы в этом отношении; предлагать содействие в трудоустройстве либо соответствующем подборе кадров. Мы также проводим консультации для трудовых мигрантов по соответствующему законодательству и стремимся организовать планомерную работу в этом направлении. В каком-то отношении нам это удаётся: и Федеральная миграционная служба, и территориальные органы нас достаточно хорошо знают. 

SJ: В последнее время существенно сократилось число иностранных студентов, прибывающих на учебу в Россию. С точки зрения трудовой миграции есть ли какие либо возможности, предусмотренные законом, именно для иностранных студентов? Что-то изменилось или все осталось так, как было, когда студент приезжает по студенческой визе только учиться? 

Н.К.: Хороший вопрос, которым мы пытаемся заниматься целенаправленно. В ряде ВУЗов есть квота для иностранцев. Есть предложение снять квоты, но на это Министерство образования (я присутствовал на соответствующих обсуждениях в Совете федерации, в Думе) отвечает, что наличие квоты — это своего рода гарантия поступления. Пусть есть ограничение, но остаётся гарантированный поток. Минобразование предлагает двигаться и дальше в этом направлении. 

Что касается возможности трудоустройства иностранных студентов, то, к сожалению, в нынешнем законодательстве вопрос упрощённого порядка для трудоустройства студенческой молодёжи не предусмотрен. 

Наша ассоциация вышла с предложениями к Федеральной миграционной службе и Роструду о формировании программы привлечения на работу в летний период студентов из ближнего зарубежья. Необходимо предложить что-то конкурентоспособное тому, что студенты получают в других странах. Например, в рамках одной популярной программы для студенческой молодёжи, на работу в США ежегодно выезжают несколько десятков тысяч человек из России и государств СНГ. Подобные программы есть во многих странах. 

Сейчас мы чувствуем конкуренцию, например, со стороны Чехии, которая имеет программы отбора перспективной и квалифицированной молодёжи с последующим упрощённым порядком получения вида на жительство. Хотя у нас в законах читается некая позиция, которая предполагает, что для квалифицированных и перспективных работников квоты отсутствуют и такие работники пользуются привилегиями по сравнению с другими, всё равно это пока остаётся просто общей позицией. Наша ассоциация предполагает курировать этот вопрос и действия, которые мы здесь хотим инициировать, заключаются в том, чтобы получить в этом году хотя бы небольшой опыт организованного привлечения студенческой молодёжи из государств СНГ на работу Россию в летний период. А в дальнейшем вносить в законы специальные дополнения и исправления, которые позволят упростить порядок получения визы (или получения специальной визы) для студенческой молодёжи. Это могло бы хоть в какой-то степени содействовать привлечению молодёжи из числа соотечественников, проживающих вне СНГ. 

К сожалению, государственная программа по привлечению соотечественников тоже не делает акцент на молодёжь. Характер этой программы по факту будет направлен всё-таки на предпенсионный и пенсионный возраст. А нам в России нужна молодёжь, студенты, молодые специалисты — это будущая элита. И многое зависит от того, насколько активно мы будем работать с этой элитой на практике. По ситуации на прошлый год — ребята, которые приезжали сюда на лето, жили в бараках и работали нелегально. Понятно, что к ним было и соответствующее отношение. И уезжали они из России не с самыми лучшими представлениями о том, что это страна, в которую надо стремиться всеми силами. 

SJ: Какие еще законы необходимы, на ваш взгляд, для регулирования ситуации на рынке кадровых услуг?

Н.К.: Действительно, в настоящее время есть ряд серьезных вопросов, требующих пристального и неотложного внимания. В этой связи я хотел бы упомянуть о деятельности Общественного совета Федеральной миграционной службы, членом которого я являюсь. В настоящее время мной готовится рассмотрение вопроса, касающегося роли частных агентств занятости в регулировании процессов трудовой миграции, а также мер по развитию рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции. Это то, что сейчас, к сожалению, отсутствует. И мы можем видеть на конкретных примерах, когда, например, одна и та же услуга по содействию в оформлении разрешения на работу может стоить от 2000 до 15000 рублей, добавим к этому огромное количество мошенников на этом рынке.

SJ: Можно попытаться спрогнозировать, какие изменения в ситуации на рынке кадровых услуг вызовут последние изменения в законодательстве?

Н.К.: По сути, цивилизованного рынка кадровых услуг в настоящий момент не существует. Хотя нельзя сказать, что абсолютно ничего не делается для его создания. Например, во время своих неоднократных выступлений перед членами АКПП (Ассоциация консультантов по подбору персонала), я не видел особого энтузиазма, потому что сложности давали о себе знать, трудности в оформлении разрешения на работу вызывали серьезное неодобрение у цивилизованных участников кадрового рынка. Сейчас ситуация понемногу выправляется. 

С одной стороны, многое упростилось, с другой — с каждым годом в России всё жёстче будет ощущаться «кадровый голод». Я надеюсь, что этот рынок будет развиваться цивилизованно и динамично. Конечно, для этого необходим закон о частных агентствах занятости. Работа над данным законопроектом нами уже ведётся, и мы надеемся, что он скоро появиться. Впрочем, не стоит забывать о многих других направлениях развития этого рынка. 

В этой связи я хотел бы сказать следующее: для нашей ассоциации очень важно, чтобы АКПП и ведущие кадровые агентства включились в эти процессы, потому что только через формирование цивилизованного негосударственного рынка можно привлечь социально ответственный бизнес. В противном случае может возникнуть ситуация, когда до 90% трудовой миграции будет находиться в зоне полукриминального «серого» рынка. Чтобы этого не произошло, необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон. Наша ассоциация всегда открыта для диалога и сотрудничества.

http://www.superjob.ru/pro/5005/

Рубрики:  Работа
Жизнь
Закон



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку