-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12277


“рудовые ценности в школьных учебниках

—уббота, 12 ћарта 2011 г. 10:09 + в цитатник

 ћировоззрение современного ученика формируетс€ в услови€х широчайшего выбора информационных ресурсов. ќднако роль школьных  учебников нельз€ недооценивать, потому что это медиа транслируетс€ на все молодое поколение страны. јудитори€ любого —ћ» существенно меньше. —оответственно учебник  - это всеобъемлющий инструмент формировани€ общественного мнени€ и ценностей, который дает ребенку багаж знаний, необходимых каждому. ¬озникает вопрос, какие трудовые ценности прививают современные учебники, и каковы рабочие приоритеты будущих взрослых?  ем и как определ€ютс€ эти нормы?

 

”чебники

–оссийский рынок учебной литературы достаточно консолидирован. —уществуют несколько крупных издательств, которые выпускают около 90% школьных учебников, не сильно различающихс€ ценностным содержанием: «ѕросвещение», «ƒрофа», «¬ентана-√раф». ¬се дети страны проход€т примерно через одни и те же книги. ¬ учебниках дл€ начальной школы даетс€ очень много фундаментальной информации о мире, об общежизненных ценност€х и нормах. ¬ младших классах ребенок только входит в школьный мир, а потому испытывает к нему высокий уровень довери€, внима€ всему, что написано в книгах. ѕостепенно это доверие тает, так как в подростковом возрасте возникают альтернативные ценностные ориентиры, которые тинэйджер может черпать в других сферах (формировать на основе других источников). ѕо наблюдени€м психологов, девочки более впечатлительны и конформны, чем мальчики, а потому в большей степени подвержены внешним вли€ни€м – авторитету учител€ и учебника.

 

—крытый учебный план

ѕринципы построени€ учебников отличаютс€ в разных странах. ¬о ‘ранции едина€ государственна€ учебна€ программа, что типично и дл€ –оссии. ¬ —Ўј в каждом штате свой набор учебников, и меньше стремление предъ€вл€ть в книгах какие-то ценности.

≈ще в 1970−х годах американские социологи —эмюэл Ѕаулс и √ерберт √интис ввели пон€тие «скрытый учебный план» (hidden curriculum). —огласно их теории существует официальна€ учебна€ программа (чтение, письмо, арифметика, т.д.…), а есть программа скрыта€, котора€ не€вным образом преподноситс€ ученикам. Ёто касаетс€  в первую очередь школьного пор€дка, дисциплины, норм поведени€. Ќо и в содержании текстов можно найти скрытый учебный план. ќн заложен в способе подачи основной программы. ћожно решать арифметическую задачку о €блоках, а можно об айфонах, о фермерах или о бизнесменах.

—оциализаци€ детей в школе дает им первичные навыки корпоративных отношений, которые в дальнейшем будут вли€ть на микроклиматы в рабочих коллективах.  аждый ученик осваивает специфические негласные правила сотрудничества, такие как помощь отстающим, коллективное поздравление и отмечание праздников, дежурства по классу и так далее. Ётот аспект обучени€ в большей степени формируютс€ за счет реального взаимодействи€  со сверстниками и с учителем, однако и учебна€ литература содержит дисциплинарные сюжеты, так что какие-то нормы могут привноситьс€.

 

÷енности

¬опрос эволюции трудовых ценностей крайне актуален дл€ современного социума, поэтому €вл€етс€ весьма привлекательным дл€ исследований и измерений.

„тобы разобратьс€, какие представлени€ о труде транслирует дет€м школьна€ программа, мы обратились к исследованию старшего научного сотрудника »нститута социологии –јЌ Ћ.ј. ќкольской «“рудовые ценности и нормы в содержании начального образовани€ (по материалам анализа школьных учебников)». ≈е работа содержит массу интересных открытий, касающихс€ содержани€ позднесоветских учебников, выпущенных в начале 1980-х гг., и учебной литературы 2000-х.  ак советские, так и современные учебники содержат значительное количество текстов, которые четко утверждают позитивную ценность труда, а также задают нормы трудового поведени€. ј такое пон€тие, как «лень», в принципе обход€т стороной. –абота ассоциируетс€ с взрослым человеком, мужчиной. ѕримеры детского и женского труда встречаютс€ значительно реже. јкцент на физическом труде намного сильнее, чем на интеллектуальном или организационном.

Ќаблюдаетс€ также интересна€ динамика трудовых ценностей. ¬ учебниках тридцатилетней давности в качестве основной мотивации труд€щихс€ персонажей выступала социальна€ мисси€, труд на пользу обществу. ¬ современных текстах стало больше образцов работы ради заработка. —менилс€ и ландшафт, в котором преподнос€тс€ примеры труда: действие стало чаще происходить в городе, чем в сельской местности. ћодернизировалась структура труда: чаще упоминаетс€ наЄмный и предпринимательский труд, работа в сфере науки, искусства, услуг составила конкуренцию сельскохоз€йственным примерам. ’арактерно, что при этом снизилось упоминание радости от труда и его результатов.

 

ќт «ћы» к «я»

ќдно из основных различий современных и советских учебников – это мотиваци€ труда. ≈сли раньше труд преподносилс€ дет€м как старание на благо общества, то теперь акцент сместилс€ на труд дл€ себ€ и на себ€. –еже встречаютс€ примеры, утверждающие нормы трудовой дисциплины и пор€дка. ћеньше стали упоминатьс€ инициативность, риск и работа в авральном режиме.

¬ советских учебниках было значительно больше образцов достижений и трудовых подвигов. Ќо эти образцы чаще всего встречались в высоко идеологизированных текстах – рассказах о пионерах, колхозниках, заводских рабочих. ¬ 1990-е гг. такого рода тексты были выброшены из учебной программы потому, что в них содержалось слишком много советской символики и утративших актуальность идеологических клише – например, таких, как труд в коллективе. ’от€ нет ничего плохого в умении работать в команде, оно востребовано и в современном трудовом мире. Ќепроизвольный сдвиг содержани€ учебников в сторону индивидуализма произошел, возможно, даже не совсем осознанно. — исключением «типичных советских» рассказов дл€ детей уровень достижительной мотивации в учебной литературе значительно снизилс€. —овременна€ же культура пока не создала новые, актуальные образцы достижений, но стремитс€ к этому.

 

Ќова€ идеологи€

ѕроизводство учебной литературы – весьма консервативна€ система, и внести в нее инновационные элементы довольно сложно. — одной стороны, это хорошо, потому что пресекает проникновение в учебники спорных материалов, которые совсем необ€зательно включать в образовательную программу, но с другой, это чревато обилием морально устаревших текстов, которые не вызывают внутреннего отклика в ученике.

 ѕроизошедший в 1990-е гг. содержательный переворот в образовании можно сравнить с тем, что происходило с системой образовани€ после 1917 года. “огда тоже было прин€то решение учить детей новым ценност€м, однако процесс создани€ нового корпуса учебной литературы раст€нулс€ лет на 17, поэтому какое-то врем€ школьников учили по старым книгам, а политически «неправильные» сюжеты, о церкви, различных элементах царской инфраструктуры, закрашивались чернилами. ќставл€лись только нейтральные тексты про российскую природу, кресть€н, и т.д.… ѕостепенно, к 1934 году были написаны новые учебники, вполне соответствовавшие новым официальным ценност€м российского общества. Ќечто подобное, хот€ и в более м€гкой форме, произошло и в конце XX века. — начала образовательных реформ в 1991-92 гг. прошло уже довольно много лет. » сейчас вполне подход€щий момент дл€ того, чтобы, наконец, сформулировать воспитательные приоритеты – в том числе, и в области трудовой культуры.

 

ќбразовательные стандарты. ¬ид сверху

¬ 2009 году вышли в свет проекты ‘едеральных государственных образовательных стандартов, которые напр€мую касаютс€ идеологии, новой парадигмы воспитани€. —реди создателей стандартов одной из ключевых фигур €вл€етс€ јлександр ћихайлович  ондаков, генеральный директор издательского дома «ѕросвещение», лидирующего производител€ учебников в –оссии.

¬месте со стандартами была разработана программа социализации учащихс€ и концепци€ духовно-нравственного воспитани€ школьников. ќни отражают основные перемены на идеологическом фронте, которые впоследствии будут «спускатьс€» в образовательные структуры. ¬ них чувствуетс€ некий возврат к советским идеалам, но на новом уровне переосмыслени€. ¬ дев€ностые и двухтыс€чные годы народ слишком индивидуализировалс€, а альтруизм и ценности человеческих отношений отошли на задний план. ѕоэтому в образовательных стандартах нового поколени€ основной акцент ставитс€ на альтруизме и на достижени€х. ѕричем подчеркиваютс€ такие трудовые качества, как независимость и ответственность. ƒелаетс€ упор на традиционных ценност€х: уважении к национальной истории, ценности семьи, уважении к старшим.

“акже большое внимание удел€етс€ религии. ¬ р€де регионов в учебную программу школ уже введен предмет – основы мировых религий, несмотр€ на то, что людей, которые хотели бы воспитать своих детей в религиозной вере, в –оссии не больше 10%. ¬озможно, этот  аспект концепции будет пересмотрен, так как вызывает споры и дискуссии. Ќа практике преподавание основ мировых религий в школах часто ведетс€ православными св€щенниками, что дл€ нашей мультинациональной страны не совсем приемлемо.

ѕрограмма социализации школьников предполагает развитие творческих ценностей, но при этом не упоминаетс€ такое качество, как воображение, что противоречит общественным дискусси€м о модернизации, ведь именно нестандартное мышление позвол€ет разрабатывать инновации. »зобретательность в меньшей степени социально-одобр€ема по сравнению, скажем, с трудолюбием или бережливостью. ј вот общественное одобрение таких качеств как целеустремленность и ориентированность на успех стабильно возрастает.

÷енность труда прививаетс€ люд€м с самого детства и рассматриваетс€ как системообразующий элемент жизни. ¬ услови€х современного перенасыщенного информационного пространства учебник выступает как некий стабилизирующий и закрепл€ющий традиции инструмент. ѕускай акценты и сместились в сторону индивидуализма, признание обществом важности данной сферы жизни неоспоримо.

 

¬ыражаем благодарность старшему научному сотруднику »нститута социологии –јЌ  Ћ.ј. ќкольской за помощь в подготовке материала.

јгата Ўеремет

http://trudprava.ru/index.php?id=1848

–убрики:  –абота
ѕсихологи€
∆изнь



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку