-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12276

 ак учить лекции, или система —орокина

ѕ€тница, 25 ‘еврал€ 2011 г. 19:01 + в цитатник

 —овременна€ система образовани€ далека от совершенства. ќдин образовательный стандарт, столь обсуждаемый в последнее врем€, чего стоит. —поры и критика не утихают несколько мес€цев. “ак что пора обратитьс€ в глубину истории и вспомнить, как обучались студенты прошлого века.

¬ начале прошлого столети€ в –оссии жил неприметный парень, обожающий учитьс€. » звали его ѕитирим —орокин. Ётот молодой человек лишь в 14 лет освоил грамоту, что нисколько не помешало ему в дальнейшем стать знаменитым социологом, который к концу жизни был одним из всемирно признанных авторитетов в этой области. —егодн€ мы поговорим о его системе обучени€, который ученый разработал на собственном опыте во врем€ обучени€ в университете.

 

Ќа самом деле система, созданна€ в начале 20-го века ѕитиримом —орокиным, актуальна и по сей день. —тоит лишь оговоритьс€: качество сегодн€шнего образовани€ и в подметки не годитс€ тому, что было в начале века. Ќо это не умал€ет ценности системы.

 

¬ творческой личности —орокина выдел€ли три особых качества: 1) глубокий ум, энерги€ и склонность к нестандартным решени€м; 2) независимость мышлени€ и поведени€; 3) сочетание поиска истины с поиском красоты и добра. ÷епкость пам€ти —орокина на отдельные детали, факты в проблеме сочетались с планомерным ее видением, исторический подход сочеталс€ с предположени€ми о будущем.

 

ѕосле первоначального несистемного образовани€, чтобы поступить в —анкт-ѕетербургский университет, в феврале 1909г. он начинает учитьс€ в гимназии в г. ¬еликий ”стюг. ¬ мае того же года он заканчивает ее. ≈му было необходимо усвоить за короткие сроки очень большую программу и именно здесь, в гимназии, он изобрел собственную методику самообразовани€. ѕозднее, когда он уже стал студентом ѕитерского университета, эта система позволила ему работать, чтобы зарабатывать на жизнь, и учитьс€ так, что уже во врем€ студенчества (4 года) он опубликовал более 50 (!) научных работ. Ёто было начало пути. ѕродолжение было в ћинессотском и √арвардском университетах. Ѕыло международное признание.

 

¬едущим принципом студента —орокина было самообразование. ќн посещал лекции только тех преподавателей, которые удовлетвор€ли следующим его требовани€м: 1) профессор, читающий курс, должен пользоватьс€ в научных кругах заслуженной известностью, 2) его концепци€ или знани€ его курса должны быть значимыми и полезными, 3) читаемый курс должен быть еще не опубликованным. ¬се остальные курсы, не попадающие под эти правила, он прорабатывал либо по главным книгам преподавател€, руководител€ этого курса, либо по учебной программе, по рекомендаци€м самого профессора после консультации с ним.

 

ќсобое внимание в его системе обучени€ заслуживает личный контакт с профессорами, личное обсуждение с ними проблем и активное участие в общих семинарах. “акой вид общени€ приветствовалс€ преподавател€ми и университета и ѕсихоневрологического института.

 

¬от как об этом рассказывал сам —орокин:

 

"¬ течение года € установил очень хорошие отношени€ с основател€ми института, международно-известным психологом Ѕехтеревым и международными лидерами в социологии, антропологии и экономической истории ћ. овалевским и ∆. ƒе –оберти, не упомина€ некоторых других профессоров. Ёти дружеские отношени€ окрепли в последние годы и привели к тесной кооперации между этими выдающимис€ учеными мира, - кооперации, котора€ продолжалась вплоть до самой смерти этих выдающихс€ ученых".

 

 ак вам такой метод, товарищи студенты?

 

—орокин на основе своего опыта творческого пути проводил тщательный анализ американской и русской дореволюционной системы образовани€, отдава€ предпочтение русской.

 

¬ противоположность јмериканским университетам, колледжам, отмечал он, в русских университетах и институтах в то врем€ не требовалось об€зательного присутстви€ на лекци€х, семинарах или зачетах. Ёто было личным делом каждого студента. “очно так же и в институте практически не было зачетов в течение экзаменационного года; вместо этого устраивалс€ один, но очень тщательный экзамен в конце семестра. ќбычно май или часть июн€ специально предназначались дл€ сдачи экзаменов по всем предметам, изучаемым в течение года. —туденты, получившие неудовлетворительные оценки, автоматически отчисл€лись из университетов.

 

¬ысшие учебные заведени€ не интересовало, как студенты приобретают знани€, необходимые дл€ строгих экзаменов в конце семестра, т.е. у администрации и преподавателей не было мнени€, что эти знани€ можно получить, лишь присутству€ на лекци€х, семинарах и зачетах. ¬полне резонно считалось, что дл€ этого есть и другие способы, если они удобнее и дл€ самого студента.

 

ѕомимо этого, предполагалось, что собственное желание студентов учитьс€, подкрепленное одним жестким экзаменом в конце семестра или академического года, €вл€етс€ более эффективным стимулом, чем множество контрольных работ и зачетов, сопровождаемых стрессами, нарушающими систематический ход зан€тий. ќни излишне обремен€ют как студентов, так и профессорско-преподавательский состав.

 

Ќа основании проведенного анализа —орокин заключает, что "така€ система была более свободной, плодотворной и творческой, нежели современна€ система с об€зательным посещением лекций и частными, но поверхностными тестами".

 

“аким образом, можно сделать вывод, что дл€ успешного обучени€ достаточно обладать усидчивостью, а также незаур€дным умом, дабы отличать нужные лекции от ненужных.


–убрики:  ќбразование



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку