-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей: 10506
 омментариев: 1101
Ќаписано: 12277


Ќайди себ€, или  ак правильно выбрать профессию? ѕсихотип личности

¬оскресенье, 09 январ€ 2011 г. 02:55 + в цитатник

 –одитьс€ мало, знать бы, дл€ чего... 

„то нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?


ѕрофессию приходитс€ выбирать в молодости. ћожет, не на всю жизнь, может, потом найдетс€ друга€, получше. Ќо 
первую профессию выбрать нужно. ќкончил школу, получил аттестат – иди работать. »ли учись в институте. »ли в армию иди. ’очешь не хочешь, а дорогу выбирай. 

ј если € не готов? ¬се равно надо. Ётот выбор ждет каждого из нас. » каждому придетс€ сделать его самому.

¬ыбирать профессию только в детском саду легко. я буду летчиком! ј € – пожарником! ј €, как папа, – бизнесменом... — п€тилетнего малыша никто не спросит: а годишьс€ ли ты в летчики? ј выйдет ли из теб€ бизнесмен? ј с выпускника школы, тем более института – спрос€т. » сурово спрос€т. 

«ачем же вы, юноша, в этот институт поступали, если по специальности работать не хотите? »ли того хуже: хотите, но не можете. «ачем вас учили, деньги народные тратили? «ачем вы чужое место на студенческой скамье зан€ли?

„то делать, чтобы не услышать непри€тных вопросов, чтобы правильно свое место в жизни найти? ƒл€ начала правильно задать вопрос себе самому. Ќе спрашивайте себ€, кака€ професси€ вам подходит! —просите себ€, какой профессии подходите вы! 

я не такой, как другие


ѕрежде чем принимать решение, от которого ваша карьера и жизнь завис€т, попробуйте узнать точно, « то же €?». ј если по-научному выразитьс€, узнайте свой психотип.  аждый из нас не такой, как все, в каждом из нас от рождени€ программа заложена, неизменна€, на всю жизнь. 

“ут, конечно, у вас могут возникнуть сомнени€: «ѕозвольте! ¬ разных ситуаци€х € веду себ€ по-разному. –азве обсто€тельства не вли€ют на мой тип личности?» Ќаш ответ: нет, не вли€ют! 

ƒа, мы ведем себ€ на работе не так, как дома. Ќам не все равно, с кем общатьс€: с друзь€ми или с незнакомыми людьми. Ќо это не значит, что «€дро личности» человека изменитс€, когда он переедет в другой район, перейдет в другую школу или познакомитс€ с новой девушкой. 

¬ учебниках пишут про «вли€ние окружающей среды». ≈сть такое вли€ние, не спорим. Ќо каждый пришел в этот мир уже с определенным типом личности, и никака€ среда из нас совершенно новую личность не вылепит.

ћы все учились понемногу


¬зрослые люб€т спрашивать у детей: « ем ты хочешь быть?» ”мные дети понимают, что взрослые сами правильного ответа не знают, поэтому отвечают все, что в голову взбредет. „то ни скажи, все равно похвал€т и конфетку дадут. ј чтобы правильный ответ получить, надо правильный вопрос задать. ¬едь правильный вопрос совсем другой. « ем ты можешь стать?» – вот какой 
правильный вопрос

”мные взрослые в развитых странах давно таким вопросом задаютс€. ”мные взрослые давно пон€ли, что все малыши от природы (генетически) отличаютс€ друг от друга. » никакие тренировки, нравоучени€ и прочие «научные методы воспитани€», даже ремень, не сделают их одинаковыми. 

ќтсюда вывод: разных детей нужно воспитывать и обучать по-разному. –азные дети, когда вырастут, выберут разные профессии. »ли, иначе говор€, професси€ выберет их.

 адровые агентства много лет занимаютс€ «взрослыми» вопросами бизнес-менеджмента: кадровый аудит, подбор топ-менеджмеров, построение управл€ющей команды. „тобы даже взрослым объ€снить, что это такое, придетс€ большую книгу написать. Ќо, кроме того, они зан€ты и пон€тными вещами: профессиональной ориентацией взрослых и детей. „то такое профориентаци€, каждый старшеклассник должен знать.

ƒл€ профориентации молодежи создана международна€ технологи€ кадрового менеджмента. ј самое €дро этой технологии – стандартизованна€ методика јмериканского »нститута “иповедени€, используема€ во многих странах мира. ћетодику эту адаптировали (приспособили то есть) к услови€м российского менталитета (у нас она называетс€ соционикой) и успешно примен€ют как в государственных учреждени€х, так и в частных корпораци€х и фирмах страны.

ѕрофориентационна€ диагностика опираетс€ на потр€сающее открытие в психологии, которое долгое врем€ было недоступно отечественным практикам-психологам: между психотипом и профессией существует четка€ и определенна€ взаимосв€зь. ќткрытие это совершил знаменитый швейцарский психолог  арл √устав ёнг (1875–1961). Ѕлагодар€ его работам в практической психологии, стало возможным системное описание личности – это и называетс€ типологи€. ј на основе типологии можно сделать научный прогноз развити€ психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации.

Ќаучна€ база профориентации


—пециалист по профориентации отличаетс€ от гадалки тем, что опираетс€ на научную базу, на теорию личности. “аких 
теорий уже более дюжины. Ќо кажда€ в чем-то несовершенна. –азных теорий о существовании внутри личности некоего €дра к началу XX века тоже было более чем достаточно. ј то, что у человека существует подсознание, еще ‘рейд утверждал. 

ёнг не только подтвердил это, но и доказал, что подсознание у разных людей устроено по-разному. » тем самым заложил базу дл€ построени€ теории личности. 

ѕопробуем просто объ€снить теорию  . √. ёнга. ѕредставим мозг человека в виде пункта переработки информации. ” этого пункта есть вход и выход. Ќа входе мозг получает информацию, на выходе – выдает решение.

“ак вот, ёнг установил, что люди по-разному воспринимают информацию, и разделил их на две группы:

группа «S» воспринимает только практическую, конкретную информацию, ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать;

группа «N» воспринимает отвлеченную информацию в виде картин и образов.

“аблица психотипов (‘ото: ».  арнаух, личный архив)
“аблица психотипов (‘ото: ».  арнаух, личный архив)

–ешени€ тоже можно принимать по-разному. » тут ёнг выделил две группы:
группа «T» оценивает информацию объективно, логически (правильно – неправильно) и соответственно принимает решение;
группа «F» оценивает информацию субъективно, этически (хорошо – плохо) и так же принимает решени€.

“аким образом, ёнг выделил 4 базовые психические функции: S – конкретность, N – интуици€, T – логика и F – этика, которые в основном и определ€ют ход наших мыслей и поведение (приводим современную трактовку терминов).

Ќо ёнгу было мало четырех психических функций, это было слишком просто дл€ ученого, и он ввел еще два дополнительных параметра человеческой психики: экстраверси€ (E) и интроверси€ (I). Ёкстра означает «наружу». Ёкстраверты из кожи вон лезут, чтобы покорить весь мир. ј вот «интро» означает «внутрь». »нтроверт, как черепаха, пр€четс€ в свой панцирь. 

—пособы сбора и оценки информации (‘ото: ».  арнаух, личный архив)
—пособы сбора и оценки информации (‘ото: ».  арнаух, личный архив)

„етыре психические функции (вы еще не забыли, какие?), благодар€ неутомимому ёнгу получили экстравертную или интровертную окраску. » пошли гул€ть по свету экстравертные логики и интровертные этики, интровертные конкретики и... ћожете продолжить сами. ¬сего должно получитьс€ восемь разных типов. »ли, как говор€т психологи, восемь базовых психотипов.

ѕосле ёнга типологией зан€лись ћайерс и Ѕриггс. ќни-то и стали впервые рассуждать о «психологических портретах». »м даже восьми психотипов показалось мало, и они привлекли еще пару противоположных качеств: рациональность и иррациональность. ѕроще это можно обозначить как определенность (J) и гибкость (P). 

» получилось у них уже 16 рабочих психологических типов, которые сведены в общую таблицу психотипов (см. рисунки). —огласитесь, она чем-то напоминает общую таблицу элементов ћенделеева. “еперь, опира€сь на теорию психотипов, можно не только описать поведение человека, но и предсказать его будущее. Ќам это пригодитс€ дл€ выбора своей профессии. 

ќписание восьми типологических качеств: E – I; S – N; T – F; J – P

»так, давайте более подробно ознакомимс€ с четырьм€ парами противоположных типологических черт, в каждой из которых вы должны выбрать наиболее вам присущую: экстраверсию либо интроверсию конкретность либо интуитивность, логику либо этику, определенность либо гибкость. ¬ итоге вы сможет составить формулу своего психотипа.

¬ каждом человеке есть, как правило, противоположные черты, но одна из них преобладает. ѕоэтому не удивл€йтесь, если, чита€ описани€ противоположных качеств, вы будете ловить себ€ на мысли, что у вас бывает и то и другое, – это нормально. Ќо все-таки чаще вы ведете себ€ каким-то одним определенным образом.  роме того, существуют €ркие «типы», а бывают и довольно «размытые», нечеткие. “аких определить довольно трудно даже специалисту.

 “ќ ¬џ ? 
(тест)


1. Ёкстраверт (E) или интроверт (I) ?

Ёти противоположные типологические черты определить проще всего. ћы часто делаем это бессознательно, оценива€ поведение окружающих.

ќбратите внимание, как ведет себ€ человек при по€влении незнакомого человека, на новой работе, в новой игре. —кованно и стеснительно или же, напротив, легко вступает в контакт с посторонними, быстро осваиваетс€.

»нтроверт попытаетс€ спр€татьс€, столкнувшись с кем-нибудь или чем-нибудь незнакомым. Ёкстраверт будет вести себ€ решительно и раскованно. »нтроверт тих, застенчив и гораздо менее нав€зчив, чем экстраверт. –ебенок-интроверт медленно формирует черты своего характера, пр€ча от постороннего тайну своей личности. 

¬ отличие от интроверта экстраверт прекрасно понимает окружающих, взаимодействует с ними легко и продуктивно. ¬ социальной среде он чувствует себ€ как рыба в воде: отзывчив, полон энтузиазма, экспрессивен. ƒл€ адаптации в группе ему не требуетс€ раскачки. ќн легко приспосабливаетс€, если семь€ переезжает, быстро находит новых друзей. ќн, как правило, на стороне большинства и согласен с общественным мнением почти по всем вопросам. 

»з-за того, что экстраверты встречаютс€ примерно втрое чаще, на их долю достаетс€ все самое лучшее. 

2.  онкретный (S) или интуитивный (N) ?

¬тора€ пара базовых качеств – сама€ сложна€ дл€ диагностики. ¬спомните, часто ли вы ребенком «грезили на€ву», снова и снова просили прочитать волшебную сказку или предпочитали спорт, игры и книги «про шпионов». » сейчас, повзрослев, что вы предпочитаете: в сотый раз перечитать любимую книгу или купить новую, полезную дл€ учебы, с большим количеством фактов, действий и конкретным смыслом? ¬ первом случае вы, возможно, «иинтуитивный», во втором, скорее всего, «конкретный».

ƒл€ «конкретного» человека обещани€ св€ты, нарушение договоренности – почти трагеди€; «интуитивный», напротив, отнесетс€ к любому изменению планов совершенно спокойно. N-типом трудно управл€ть, он хочет быть самим собой, веро€тно, поэтому товарищи, учител€, начальники на службе воспринимают его как неудобного. »ногда окружающим люди этого типа кажутс€ слишком самоуверенными: внутренне они не сомневаютс€ в собственной правоте, но не всегда могут четко сформулировать и доказать свои убеждени€. »з-за ориентации на будущее и возможное «интуитивный»недостаточно внимателен к насто€щему. ј когда это насто€щее – урок в классе или приказ начальника, «интуитивный» попадает в трудное положение.

ѕоскольку соотношение N– и S-типов составл€ет примерно один к трем, «интуитивный», особенно €рко выраженный, а вдобавок интровертированный, в среде «конкретных» часто чувствует себ€ гадким утенком.

ѕока «интуитивный» грезит, «конкретный» активно взаимодействует с окружающим миром. »нтуитивный человек более изобретателен, а конкретный – более практичен. ” S-типов хорошо развиты ручные навыки, они легко справл€ютс€ с конкретной, точной и рутинной работой. N-типы эффективны тогда, когда недостает фактов, а задача очень запутанна, нестандартна.

3. Ћогик (T) или этик (F) ?

ѕодумайте, что вам важнее, когда вас заставл€ют сделать что-то новое и непон€тное: почему вы должны сделать это или дл€ кого вы будете это делать. ≈сли вы логик (T), от вас в таких ситуаци€х чаще всего можно услышать ««ачем?» и «ѕочему?». ≈сли этик (F): «ƒл€ кого?».

T-ребенок и “-работник об€зательно попрос€т подробно объ€снить, чего от них хот€т, оба уныло воспримут фразу папы (начальника): «ѕотому, что € так сказал!» ј F-ребенка и F-работника такой ответ вполне устроит: надо так надо, мое дело исполн€ть.

F-тип ориентирован на людей, он тонко различает эмоции других. ≈му нравитс€ оказывать услуги родител€м и учител€м, коллегам и начальникам, ему при€тно, если его старани€ заметили и оценили. 

ѕо лицу логика вы никогда не угадаете его эмоционального состо€ни€: он контролирует и пр€чет свои чувства, даже когда его ругают или наказывают. Ќапротив, у этика богата€ мимика, F-ребенок легко может заплакать, F-взрослый запросто расскажет о своих эмоци€х. ѕри этом логик зачастую только выгл€дит безразличным и нечувствительным: внутренне он может страдать даже сильнее, чем более экспрессивный «этик».

4. ќпределенный (J) или гибкий (P) ?

Ёти контрастные типологические черты определить довольно просто.
«адайтесь вопросом: вы предпочитаете, чтобы все было определено, решено, устроено, – или вам больше нравитс€ иметь возможность выбора, чтобы жизнь вас удивл€ла своим разнообразием?
¬ первом случае вы относитесь к J-типу («определенный»). ¬о втором – к –-типу («гибкий»).

J-тип стараетс€ воврем€ подготовитьс€ к зан€ти€м в школе, не любит опаздывать на свидание, сверхответственно относитс€ к об€занност€м на работе.

–-тип устроен по-другому. Ќельз€ думать, что «гибкий» живет без планов, это тот же «определенный», но в отличие от него, он в любой момент может помен€ть план, если того потребует конечна€ цель.“о есть, –-тип не любит заранее составл€ть подробнейших планов, которые могут сделать его их заложником.  ак он считает, что можно добитьс€ гораздо большего, если будешь уметь проводить на ходу коррекцию своих планов, исход€ из обсто€тельств. “ак оно и есть, но подобное поведение не может не раздражать его антипода – заорганизованного «определенного». ¬от почему между этими двум€ типами возникает больше всего конфликтов.

»ван  арнаух

shkolazhizni.ru

–убрики:  –абота
ѕсихологи€
∆изнь


ѕроцитировано 1 раз



≈лена_—п   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 январ€ 2011 г. 23:35 (ссылка)
ќчень интересно было почитать, а, главное, во-врем€. —ейчас с младшей дочкой определ€емс€, куда пойти учитьс€ после школы. —пасибо.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
La_vie_pour_moi   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 январ€ 2011 г. 16:40 (ссылка)
≈лена_—п, пожалуйста!
”дачного выбора и поступлени€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку