-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12276


 ак противосто€ть хамству

ѕ€тница, 10 ƒекабр€ 2010 г. 09:54 + в цитатник

 ’амство задевает и оскорбл€ет многих. —истематическое хамство на работе оказываетс€ проблемой дл€ людей, к хамству чувствительных. ƒаже случайное и кратковременное хамство, например, в транспорте или на рынке может надолго испортить настроение. „асто мы не можем устранить источник хамства, и в этом смысле хамство непобедимо.

»зменить же свое отношение к хамству и свой индивидуальный способ реагировани€ на хамство мы можем всегда. ≈сли захотим и будем знать, как это делаетс€. ћного раз на психологических тренингах € видел, как люди, страдающие от хамства, познакомившись с очень простой технологией противосто€ни€ хамству и реагировани€ на критику, начинали улыбатьс€, встретившись с хамством, и с увлечением рассказывали о переменах, которые с ними произошли после овладени€ этой технологией.

ƒело в том, что точно так же, как человек зависит от социальной ситуации, от поведени€ окружающих его людей, также и наше социальное окружение зависит от нашего поведени€. »змен€€сь сами, мы измен€ет свое окружение, что помогает на измен€тьс€ самим. ѕротивосто€ть хамству можно. Ќужно только знать как, и начать это делать.

’амство и конструктивна€ критика

—ильное эмоциональные процессы, которые вызывает хамство у некоторых людей, вызывают у них то, что психологи называют тревожным состо€нием. Ћюди с тревогой ожидают хамства в отношении себ€, бо€тс€ его и начинают реагировать на вполне нейтральную и конструктивную критику, как на хамство, пыта€сь защитить свою личность. ¬ результате в их сознании хамством становитс€ то, что хамством вовсе не €вл€етс€, и они могут потер€ть крайне важную и ценную информацию, которую несет в себе конструктивна€ критика.

 онечно, возникает очень важный вопрос о том, что такое конструктивна€ критика и как отличить хамство от конструктивной критики. ќтвет на этот вопрос есть и он достаточно прост. ’амство имеет целью разрушить нашу психологическую целостность и помешать нашему развитию, конструктивна€ критика потому и конструктивна, что направлена на восстановление и (или) развитие личности.

 онструктивна€ критика, даже выраженна€ в форме барьеров общени€, нам выгодна, и поэтому требует прин€ти€ во внимание и уточнени€. ќбычно конструктивна€ критика исходит либо от компетентного в своем деле человека, либо от близкого человека, с которым мы давно вместе живем, и который может знать о нас то, что мы сами за собой не замечаем.

ћногие фирмы и специалисты плат€т большие деньги консультантам, жела€ услышать от них критику. «десь же компетентный или близкий человек сам и даром дает нам эту информацию. »меет смысл прислушатьс€, либо, как минимум, выслушать.

’ам€т нам обычно чужие и некомпетентные люди, стрем€сь таким образом подчеркнуть свой статус и повысить свою значимость. ¬серьез принимать их критику не следует, тем более – переживать по ее поводу.  онечно, хочетс€ спросить, как можно не переживать, если мы слышим публичные оскорблени€, если критика нас унижает и ставит в глупое положение? ќтветов может быть несколько, по крайней мере, у нас всегда есть выбор как минимум из п€ти возможных методов противосто€ни€ хамству.

»гнорирование

’амство можно просто игнорировать, то есть не обращать на него внимани€ . ѕроще всего этого достичь, если обратить внимание на что-либо другое. ѕопробуйте подсчитать, сколько пуговиц на кофточке у хам€щей торговки. ѕосмотрите, как она на это прореагирует. ≈сли спросит, чего это вы на ее грудь уставились, скажите, что когда вам хам€т, вы считаете пуговицы на кофточке, чтобы случайно не убить собеседника.

— восторгом посмотрите не в глаза хам€щему начальнику, а чуть выше между глаз. ћысленно расположите та гору ‘удзи€ма и начните любоватьс€ ее прекрасными склонами. Ќе обращайте внимани€ на хамство . ќбращайте внимание на красивые вещи.

«–озовый туман»

»гнорирование даетс€ не всем, некоторые в силу разных психологических причин очень чувствительны к хамству и несправедливой критике и считают своим долгом на хамство ответить. “аким люд€м рекомендуетс€ прием, который мы называем «розовый туман». —уть его очень проста: мы перефразируем услышанное от собеседника и отвечаем на него самыми общими фразами, приводим факты, которые оспорить невозможно. —уществует несколько универсальных фраз, которые, при некоторой фантазии, можно применить к любому хамскому высказыванию.


ѕерва€: ¬се люди разные, живут по-разному, интересуютс€ разными вещами, по-разному реагируют на разные событи€.

 ак примен€етс€ эта фраза? ƒа очень просто. ¬от несколько примеров.

“ы чего это, мужик, гр€зными пальцами в мои помидоры тычишь? (¬опрос, на который невозможно отвечать).

–азные люди по-разному провер€ют спелость помидоров.

ƒа ты мне весь товар перем€л! (”прек).

(—читаем пуговицы на блузке)   некоторым помидорам даже пальцем прикоснутьс€ нельз€, сразу порт€тс€ .

¬ы абсолютно ничего не знаете, а денег хотите много. (”прек, оскорбление)

Ќекоторые люди очень высоко цен€т уровень моей компетентности .

„то-то € пока не заметил особой компетентности, а вот деньги плачу регул€рно! (”прек)

Ќекоторые эффекты моей работы сказываютс€ спуст€ значительное врем€.

¬от и втора€ универсальна€ фраза:

Ќекоторые устойчивые эффекты нашей работы можно обнаружить только спуст€ значительное врем€.

ƒобавим сюда, что разные люди по-разному способны обнаруживать эти эффекты, и что наверн€ка существуют специалисты, которые могут этому научить, и перейдем к третьей фразе:

“овары разного качества обычно сто€т разных денег. ‘раза удивительна своей очевидностью, и особенно хороша тем, что предоставл€ет партнеру самому найти ответ на мучающие его вопросы.

ƒорогой, почему за углом точно такой же телевизор стоит в два раза дешевле? (—крытый упрек)

“овары разного качества обычно сто€т разных денег.

“ы же пальцем не пошевельнул, а уже кучу денег требуешь.

”слуги разного качества обычно сто€т разных денег.

я вам уже полгода огромные деньги плачу, а эффекта не видно!

–абота разного качества обычно стоит по-разному, а некоторые стабильные эффекты моей работы сказываютс€ спуст€ значительное врем€.

ѕсихологический смысл «розового тумана» в том, что хам€щий партнер сам себ€ загон€ет в тупик, а мы вместо злости и раздражени€ начинаем получать удовольствие от подобных словесных баталий. ѕопробуйте – и вы сами в этом убедитесь.

ќтстаивание собственных границ

»ногда хамство «зашкаливает» и приходитс€ отстаивать вещи, которые кажутс€ нам принципиальными. «десь мы можем сослатьс€ на право каждого человека быть таким, какой он есть, и не стремитьс€ походить на сотни других людей.

¬ этом мы можем использовать следующие ключевые фразы:

Ёто – часть моей личности (жизни, семьи, убеждений), и € не намерен от этого отказыватьс€.

»ли: Ёто не в моих правилах.

—ледует только помнить, что люди редко понимают с первого раза, и вам, скорее всего, придетс€ пару раз полюбоватьс€ ‘удзи€мой, дожида€сь, когда партнер замолчит, и повторить ключевые фразы раза два – три.

»ногда помогает «правило британского морского офицера». —начала скажите, что именно вы хотите сказать, потом скажите это, и, наконец, скажите, что именно вы только что сказали.

ћила€, сегодн€ вечерком мне нужно будет помочь в деловых переговорах в сауне на левом берегу ƒона.

я хочу вам сказать, что не в моих правилах вести деловые переговоры в сауне.

“ак за что € тебе тогда деньги плачу? “аких, как ты – море.

Ќе в моих правилах зарабатывать деньги в сауне с мужчинами. Ёто – часть моих убеждений, и € не намерена от них отказыватьс€.

я очень подумаю, стоит ли мне теб€ держать на работе.

ћне кажетс€, что € сказала о том, что деньги мне плат€т за квалифицированный труд в рабочее врем€. –ада, что наш разговор состо€лс€ в начале моей профессиональной карьеры.

ёмор

¬ысший пилотаж – найти смешную и веселую фразу, котора€ повеселит вас самих и хам€щего партнера. «десь, к сожалению, ничего не возможно заготовить заранее. ёмор заложен в ситуации, и очень специфичен. ≈сли у вас получаетс€ сохран€ть спокойствие и шутить в ответ на хамское поведение, то мы только рады за вас.

ќбоснованна€ критика

≈сли же критика звучит от близкого вам или компетентного человека, то мы рекомендуем использовать схему реагировани€ на конструктивную критику.


ќна очень проста и крайне эффективна, хот€ и требует эмоционального равновеси€, уверенности в себе и спокойстви€.

Ўаг первый: ¬ыслушать, не перебива€, партнера.

Ўаг второй: ¬ чем конкретно это про€вл€етс€?

Ўаг третий: „то, с вашей точки зрени€, необходимо изменить?

Ўаг четвертый: Ѕольшое спасибо, что сказали мне об этом, € вижу в вас компетентного человека.

≈сли ваш партнер не в состо€нии точно сказать, что вызвало его возмущение, и что нужно исправить, то следует заподозрить его в некомпетентности и перейти к «розовому туману».

ѕо материалам сайта www.hamstvo.net


»з выпуска от 06-12-2010 рассылки « оммуникаци€ на каждый день» 
–убрики:  ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку