-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей: 10506
 омментариев: 1101
Ќаписано: 12277


—тереотипы и подбор персонала

ѕонедельник, 19 ќкт€бр€ 2009 г. 07:30 + в цитатник

ѕрагматичные работодатели мечтают "о нем" - бескорыстном спасителе, вдохновителе и исполнителе всех желаний, готовом по-стахановски трудитьс€ за небольшую зарплату. ќднако, к сожалению, и тех и других постигает разочарование. ћенеджер-"говорун" утомл€ет клиентов, секретарь модельной внешности печатает одним пальцем, а дипломированный специалист оказываетс€ обычным пройдохой.

ј казалось бы, чего проще… ƒостаточно ориентироватьс€ на объективные данные, учитывать способность человека - независимо от пола, возраста или прописки - выполн€ть свои об€занности. » проблема будет решена.

"Ѕольшинство ошибок при подборе персонала св€заны с вли€нием на формирование требований к кандидатам и их оценку распространенных в обществе стереотипов", - считает ќльга Ўаповаленко, руководитель отдела консалтинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат - 20 чел.).

¬ свою очередь американский ученый –оберт „алдини в своей монографии "ѕсихологи€ вли€ни€" описал немало случаев, как, следу€ за мнением окружающих, мы попадаем под воздействие чужих предубеждений. ѕричину этого он видел в попытках сократить энергетические затраты, св€занные с необходимостью обдумывать, сравнивать, анализировать. “ак и получаетс€, что несущественное оказываетс€ существенным, а несв€занное - св€занным. Ќапример, в одной старинной сказке отец, напутству€ сына, советовал ему опасатьс€ "рыжих и лысых". —мешно и печально, но и в таком деле, как подбор персонала, также нередко встречаютс€ подобные несуразные критерии оценки соискателей должности.

ѕо параметрам… трам-трам

ќ том, какое вли€ние оказывают на результаты работы рекрутеров ложные обобщени€, —ергей ћисунин, специалист по подбору персонала  ј "ёса" (трудоустройство, поиск и подбор персонала, штат - 6 чел.), знает не понаслышке. "Ќам довольно часто приходитс€ слышать просьбы не направл€ть на собеседование разведенных женщин, потому что они "самоуверенны и непредсказуемы", бывших военных из-за их "мнимой инертности", девушек, работавших в модельных агентствах, потому что они "привыкли полагатьс€ на свою внешность и не хот€т работать", - говорит г-н ћисунин. ѕодобные дискриминационные по своей сути за€влени€ - не редкость. ќднако, конечно же, никто не озвучивает их соискател€м. "ѕочти всегда, дела€ за€вку на подбор персонала, представители компании-заказчика дают весьма подробный словесный портрет кандидата. “ребовани€ к квалификации обычно описываютс€ куда менее обширно. –азумеетс€, чем больше внешний имидж кандидата соответствует представлени€м заказчика, тем больше у соискател€ шансов", - продолжил ћисунин.

 онечно, четко прописанные требовани€ существенно эконом€т врем€ обеих сторон. », как правило, работодатели просто облегчают себе жизнь, сужа€ круг потенциальных кандидатов. ќднако если речь идет о качественном подборе, ориентироватьс€ на умозрительные представлени€ о том, как должен выгл€деть или вести себ€ типичный представитель той или иной профессии, как минимум нерационально.

јвось пригодитс€

—тереотипы, которые имеют отношение к подбору персонала, можно условно разделить на несколько больших групп.   первой группе можно отнести представлени€, св€занные с личными качествами человека.

"Ќапример, достаточно распространенным мнением €вл€етс€ то, что люди, успешно работающие в продажах, - разговорчивы. Ќесомненно, развитые коммуникативные навыки важны дл€ специалиста по продажам, но они не имеют ничего общего с неуемной болтливостью. —корее важно умение слушать и слышать, правильно понимать и интерпретировать слова и действи€ собеседника", - поделилась ќльга Ўаповаленко.

—тереотипы, св€занные с образованием, также составл€ют значительную часть этих досадных заблуждений. "—читаетс€, что в секретари и ассистенты лучше всего подбирать специалистов с филологическим образованием. ќднако € собственными глазами видела в одном из резюме филологов слово "спицеолист". » подобные л€пы в резюме специалистов с филологическим образованием, к сожалению, встречаютс€ не реже, чем в резюме "технарей" и "финансистов". ћиф о грамотности филологов и их обширных знани€х иностранных €зыков постепенно утрачивает свою силу и уступает по важности реальным практическим навыкам", - поделилась “ать€на ѕашкина, начальник отдела подбора и обучени€ персонала —  "Allianz ”краина" (штат - 450 чел.).

“реть€ группа распространенных стереотипов касаетс€ гендерных различий. “радиционно существуют "мужские" и "женские" специальности. "’орошо, когда такое разделение определ€етс€ реальными требовани€ми работы. ≈стественно, нелогично, даже при большом желании, отправл€ть женщину работать в шахту или на буровую установку. Ќо зачастую руководители выдвигают требование "только мужчина" или "только женщина" без существенных оснований. Ќапример, при подборе кандидатов на руковод€щие позиции отдают предпочтение мужчинам. “аким образом тер€ют большое количество потенциально сильных кандидатов", - считает ќльга Ўаповаленко.

"ћне известно, что в одном из деловых изданий рубрику, посв€щенную автомобильной тематике, ведет женщина. ј в ’арькове есть некий д€д€ ¬ан€ - представитель редкой категории мужчин, который работает воспитателем в детском саду. », надо сказать, в обоих случа€х эти люди прекрасно справл€ютс€ со своими об€занност€ми", - рассказал ћаксим ћуровайко, специалист по св€з€м с общественностью портала rabota.ua.

≈ще одна группа распространенных стереотипов св€зана с внешностью кандидата. "¬се мы знаем пословицу о том, что "встречают по одежке…". Ќо зачастую, попав под вли€ние первого впечатлени€, будь оно негативное или позитивное, мы подсознательно принимаем решение, и все наши последующие действи€ направлены только на то, чтобы подтвердить его правильность. “о есть мы забываем, что "провожают по уму". ѕримером может послужить отношение к кандидатам с лишним весом. “ак, в слав€нской культуре полный человек воспринимаетс€ как доброжелательный, жизнерадостный, позитивный. ¬ западной же культуре существует другой стереотип относительно людей, страдающих избыточным весом. ќни воспринимаютс€ как ленивые, слабовольные и неорганизованные.  ак позитивный, так и негативный стереотипы могут помешать прин€ть правильное решение", - уверена г-жа Ўаповаленко.

„тоб все как у людей

≈ще одной распространенной ошибкой, основанной на стереотипах, €вл€етс€ уверенность, что кандидат, успешный в одной компании, способен достигнуть таких же выдающихс€ результатов и в другой, причем в кратчайшие сроки. "Ќередки ситуации, когда клиент требует найти ему "звезду", утверждает, что готов платить такому специалисту любые деньги и предоставить максимальную свободу действий. Ќа деле же может оказатьс€, что вс€ слава этого специалиста - всего лишь результат хорошо спланированной личной PR-кампании либо компани€-работодатель не готова предоставить кандидату необходимые услови€ успешной работы. “ак и получаетс€, что уже через несколько мес€цев "звезда" начинает рассматривать другие предложени€ о работе. » все усили€ и ресурсы, потраченные на ее привлечение в компанию, оказываютс€ тщетными", - рассказала ќльга Ўаповаленко.

јналогичной точки зрени€ придерживаетс€ и “ать€на ѕашкина: "—читаетс€, что если сотрудник выполн€л аналогичную работу в другой компании, то уж он с ней справитс€ точно. ¬ большинстве случаев это так, хот€ иногда бывали прецеденты. ¬новь пришедший сотрудник не видел различий в бизнес-процессах своей прошлой и нынешней компаний и упорно пыталс€ все делать по-своему. ¬ результате получалось, что "вс€ рота не в ногу, один прапорщик в ногу".

Ќа практике такие критерии отбора могут не только не гарантировать ожидаемого результата, но и привести к дальнейшим дополнительным денежным затратам дл€ работодател€. "¬о-первых, если продавец действительно талантливый, ни одна компани€ его не отпустит. Ѕудут предложены дополнительные бонусы, возможности дл€ карьерного роста, разработана интересна€ мотивационна€ система. ѕоэтому перекупить такого продавца крайне непросто. ¬о-вторых, работа€ в компании, продавец привыкает к определенным шаблонам и схемам работы, которые отвечают принципам, методам и цел€м работодател€. ќн привыкает продавать только определенные продукты, использовать определенные каналы продаж. ѕоэтому при переходе в другую компанию его приходитс€ переучивать, ломать стереотипы в мышлении и поведении. ј это - дополнительные затраты", - считает ѕавел Ћитвин, генеральный директор —  "Ќаста".

„тобы избежать ошибочных стереотипов, “ать€на ѕашкина советует каждый раз, когда обсуждаютс€ требовани€ к специалисту, задумыватьс€ - дл€ чего нужно это качество или компетенци€ новому сотруднику? ≈сли сам руководитель не в состо€нии уверенно объ€снить, зачем ему сотрудник с образованием "учет и аудит" на должности специалиста административно-хоз€йственного отдела, значит, это требование можно перенести в категорию "желаемые". ¬едь "лишние" знани€ тоже могут быть в т€гость. ќсобенно когда они оказываютс€ ненужными дл€ работы, но очень важными и значимыми дл€ самого сотрудника.

 »з выпуска от 15-10-2009 рассылки 

–убрики:  –абота
ѕсихологи€



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку