-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в La_vie_pour_moi

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.11.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12253

 ак навести пор€док в своем бизнесе

ѕонедельник, 05 ќкт€бр€ 2009 г. 07:16 + в цитатник

 Ѕольшинство российских компаний развивались спонтанно. » если в "тучные" годы их результаты устраивали собственников и руководителей, то сейчас все огрехи управлени€ всплывают наружу. ≈сли вы хотите сохранить бизнес, настало врем€ разгрести тот бардак, который в нем накопилс€.


***

–оссийский бизнес очень молодой, и большинство компаний создавались и развивались достаточно спонтанно. » это было нормально: все росли вместе с рынком и ценой на нефть.

—ейчас рынок сильно сократилс€, выживают только сильнейшие компании. ≈сли вы хотите оказатьс€ в их числе, то самое врем€ разгрести бардак, накопившийс€ за прошедшие годы.

„то такое бардак? Ёто когда люди толком не знают, за что отвечают.  огда в компании нет стандартов работы и/или персонал не обучен по ним работать.  огда клиента «посылают» из отдела в отдел и не только, обслуживают долго и плохо.  огда в компанию не хочетс€ обращатьс€ повторно.

”знаете свой бизнес? “огда эта стать€ дл€ вас.

Ѕизнес-процессы

Ёто слово в последние годы так затаскали, что его смысл тер€етс€ под налетом мистики. Ќа самом деле все просто. Ѕизнес-процесс – выполнение в компании той или иной работы, например выполнение заказа клиента (от вход€щего звонка до получени€ оплаты и подписани€ акта). » у каждой работы есть некоторый алгоритм, который должен быть: а) описанным, б) оптимальным и в) действительно выполн€тьс€. »менно от этого завис€т результаты работы компании, в том числе и финансовые.

ѕроцессы протекают с компании, независимо от того, замечаете вы их или нет. —ейчас ¬ам важно научитьс€ смотреть на свой бизнес через призму процессов.

ѕредставьте, что компани€ – это «клиентопровод». „ем больше пропускна€ способность, тем успешнее бизнес. ≈сли же в трубе наросты и засоры, то и клиентов до «выхода» доходит немного.

 ак повысить производительность и качество своей компании? ƒл€ начала пон€ть, как в ней протекают основные процессы, то есть те, от которых ваши клиенты получают пр€мую пользу и за которые плат€т вам деньги. ƒругие процессы, такие как хранение запасов или бухгалтерское обслуживание, €вл€ютс€ вспомогательными, и они не принос€т клиенту пр€мой ценности. ¬ компании основной процесс или один, или их несколько.

ѕримеры:

* ќптовые продажи

* –емонт автомобил€ клиента

* ќбслуживание клиента в ресторане

–ассмотрим более детально основной бизнес-процесс ресторана:

ѕример основного бизнес-процесса

ќбратите внимание: на этом рисунке нет организационной структуры, которую так любит рисовать большинство руководителей. » это правильно: она не столь важна.  лиента не волнует, кому подчин€ютс€ официанты, а также то, какой отдел виноват в том, что сегодн€ дл€ какого-то блюда нет ингредиентов. ≈му важно получить вкусную еду и качественный сервис за приемлемые деньги, а это зависит от того, как спроектирован и выполн€етс€ вышеописанный процесс.

“еперь к практике. Ѕеда современных людей не в том, что они чего-то не знают, а в том, что они не используют полученные знани€. ≈сли хотите, чтобы мои статьи стали дл€ вас не просто «бульварным романом», то рекомендую выполн€ть те задани€, которые € даю. Ѕудут вопросы – пишите: mrybakov@mail.ru. ѕрактические задани€

* ¬ыделите основные процессы своего бизнеса.

Ћучше делать это в команде, включив в нее ключевых людей своей компании. ¬о-первых, вы удивитесь, как по-разному они вид€т работу. ¬о-вторых, те решени€, которые вы примете вместе, каждый будет охотно воплощать в жизнь: «¬едь это и мое решение».   тому же люди обрадуютс€: «Ќаконец-то мен€ услышали!» «аодно вы получите опыт эффективной работы в команде: это действительно здорово! ѕотом вам будет легче работать вместе.

* ¬ыберите один процесс дл€ детальной проработки. „етко сформулируйте его название и цель. ќпределите первый и последний шаги.

* Ќарисуйте схему выбранного процесса по аналогии с примером.

—хема должна быть простой и всем пон€тной. ќт сложной – пользы практически никакой – только запутывает.

Ќарисовать слишком общо (менее 5-7 шагов)

—лишком углубитьс€ в детали (везде или местами)

* ќпределите и подпишите ответственного за каждый шаг процесса.

* –ешите, кто отвечает за весь процесс в целом, от начала до конца. (≈го называют владельцем или хоз€ином процесса). ѕорой это бывает очень непросто. ’очетс€ поставить сюда большого босса, часто директора. ќднако правильно ли это? Ќаверное, у него другие задачи. ¬озможно, в вашей компании такой должности попросту нет. «начит, пора завести в компании такую роль. »менно роль, а не должность – не надо зр€ увеличивать штат. ¬ дальнейшем такой человек отвечает за то, чтобы данный процесс выполн€лс€ в компании эффективно, дл€ чего полезно бывает наделить его некоторыми полномочи€ми. Ќапример, это может быть сотрудник, который отвечает перед клиентом за выполнение его заказа от начала и до конца, взаимодейству€ со всеми участниками процесса, даже если они работают в разных подразделени€х.

* ¬ы€сните, что €вл€етс€ итогом (выходом) каждого шага и кому (в компании или вне ее) это нужно. Ёто может быть как нечто материальное, так и информаци€. »наче говор€, кто «клиент» этого шага. «аодно, уточните у него, устраивает ли его такой выход.

* ѕоймите, что необходимо вам «на входе», чтобы успешно выполнить этот шаг и от кого вы это получите. “о есть кто «поставщик» этого шага. ¬ас устраивают то, что он вам «поставл€ет»?

  чему все это?

¬ы уже пон€ли, дл€ чего все это? ¬от именно, дл€ наведени€ пор€дка. ѕотому что если вы точно знаете, как работает компани€, это уже хорошо. Ќо еще лучше то, что вы можете ее улучшать. ”же выполн€€ эти задани€, вы наверн€ка заметили как-то моменты, которые можно улучшить. —ократить лишние шаги, упростить согласовани€, передать часть функций на более низкий уровень, устранить дублирование функций и т.д.

ј затем и оптимизировать вашу организационную структуру: так, чтобы бизнес-процессам было в ней «комфортно». „тобы она им помогала, а не мешала, как это часто бывает, когда отделы враждуют друг с другом.

 то проигрывает от плохих бизнес-процессов?  лиент. ј, проигрыва€, он «голосует ногами» против компании, котора€ тер€ет прибыль или просто перестает существовать.

„то дальше?

“о, что мы с вами сейчас сделали – основа. »менно с нее начинаетс€ то самое наведение пор€дка в компании. —ледующими шагами станет определение целей и задач подразделений, разработка кратких и толковых, а не формальных должностных инструкций. » писать их должен отнюдь не менеджер по персоналу.

’очу подчеркнуть, что оргструктура, должностные инструкции и т.п. – вторичны, а в основе любой компании лежат бизнес-процессы.

» это только начало. Ёто разгребание бардака и наведение элементарного пор€дка. «атем делают толковую систему мотивации, разрабатывают стандарты работы, регламенты и т.д. Ќо об этом в другой раз.

***

„то же в итоге? ј то, что бизнес переходит из разр€да искусства в область ремесла. Ёто значит, что результаты работы станов€тс€ предсказуемыми. ¬ы перестаете зависеть от прихотей и настроений отдельных сотрудников. ћожете тиражировать свой бизнес, и быть уверенным в результатах.


„ем теперь зан€тьс€ хоз€ину?  ак что, создавать новые бизнесы, конечно! ¬ –оссии еще так много можно сделать…

***

ћожет показатьс€, что сейчас не врем€ заниматьс€ такими «далекими от жизни» вопросами. « ризис на дворе. Ѕери больше, кидай дальше – только так можно выжить».

¬се так: «брать и кидать» нужно. Ќо иногда важно остановитьс€ и подумать, как это делать лучше. ¬опрос этот отнюдь не праздный. “е несколько часов, которые вы на это затратите, принесут вам дивиденды, которые значительно превзойдут ваши ожидани€.

ћихаил ёрьевич –ыбаков - бизнес-консультант, бизнес-тренер, управл€ющий партнер компании "јрхитектура бизнес-систем"

»з выпуска от 27-05-2009 рассылки 

–убрики:  –абота
ѕсихологи€
—амозан€тость


ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку